Яна Вегера - руководитель площадки "ДРУЖИМ!" –
об опыте краудфандинга на платформах BOOMSTARTER и Planeta
в каких случаях стоит начинать краудфандинговую кампанию?
Яна: Начинать краудфандинговую кампанию можно и нужно, когда вы готовы работать много, упорно, двигать идею в массы всеми возможными средствами, а не уповать на одну лишь платформу. Платформа – это по сути витрина проекта, она не будет работать сама по себе.

Многие платформы устроены по принципу "Собери все за ограниченный срок": если нужная сумма к окончанию сбора так и не собралась – все деньги вернутся обратно спонсорам. Даже если недобор относительно небольшой. У некоторых платформ условия не такие жесткие, и иной раз достаточно собрать половину обозначенной суммы, чтобы проект считался успешным.
То есть кампанию можно начинать, когда вы хотя бы на 70% уверены в успехе. Эта уверенность подразумевает наличие четкого плана действий как в процессе сбора, так и в случае, если сбор не удался.

Краудфандинг – это "плюс балл" к вашей надежности для остальных пользователей и спонсоров. Если ваш проект прошел отбор, значит, вы как минимум не агрессивный должник, и в целом ваш проект рабочий.
Соответственно, начинать краудфандинговый сбор есть смысл, если ваш проект существует для людей. Принцип сбора на платформе подразумевает вовлечение большого количества пользователей для материальной и информационной поддержки идеи. Никто не будет отдавать свой рубль в то, что не вызывает доверия, уважения, желания присоединиться. Конечный продукт или услуга должны нести какую-то пользу, хотя бы эстетическую.

Краудфандинг – не панацея. Если проект встречает непонимание при поиске финансирования другими распространенными способами, то, возможно, дело в самом проекте. Как правило, в успешном проекте работает все вместе: и фандрайзинг, и краудфандинг, и информ-поддержка, и социальный нетворкинг, и так далее.
Какую сумму можно надеяться собрать?
Яна: Адекватную для проекта.

Если расходы обоснованы и понятно отражены в описании проекта, и если все это дело этически приемлемо и актуально для общества, то собрать можно и несколько миллионов. Если лидер проекта – публичное лицо, то успех сбора становится куда более вероятным.

Пользователь всегда будет выбирать между полезными проектами те, которые круче представлены. То есть, 200 000-рублевый сбор на строительство приюта для бездомных животных может здорово проиграть 12 миллионно-рублевому проекту восхождения седьмой в мире женщины на Эверест, если во втором случае авторы представят проект как достижение страны. Если его "трендово" оформят и продумают необычные вознаграждения (вроде камушка с вершины с подписанным красивым леттерингом именем адресата).

Короче, пределы собранных сумм лежат в разумности, функциональности, оформлении и продвижении сбора.

Какие площадки использовать?
Яна: В России самыми популярными площадками краудфандинга являются Boomstarter и Planeta.ru.

Условия размещения проекта в каждом конкретном случае могут отличаться. Все мои проекты из сферы благотворительности, поэтому могу поделиться только личным опытом.

По мне, в социальном случае лучше использовать Планету: для всех НКО, чей проект одобрен руководством платформы, есть сразу несколько плюсов, выгодно отличающих ее от Бумстартера:
– бесплатное размещение
– нет нижнего порога на сумму сбора (собрали не 100 000 рублей , а в 10 раз меньше – не беда, вам их все равно переведут. Хоть что-то.)
– не надо платить процент платформе. Планета возьмет что-то около 6% от собранной суммы за пользование платежными инструментами, и на этом все.
– можно делать проект бессрочным и продлевать его, если что-то идет не так.

Однако именно на Бумстартере в свое время мы нашли наших постоянных крупных спонсоров, кто и по сей день поддерживает один из наших самых рабочих проектов. Получается, тут не всегда угадаешь.

Могу лишь посоветовать выбирать платформу в первую очередь исходя из того, какие условия размещения лично вам ближе и выгоднее при прочих равных. А дальше двигать сбор всеми способами (одобренными законодательством РФ).
как научиться?
Яна: Каждая платформа снабжена руководством к действию. За каждым проектом закрепляется менеджер, который всегда подскажет, как и что лучше сделать.

Здравый смысл также никто не отменял:

√ должно быть понятное, емкое, конкретное описание проекта без "воды";

√ проекту нужны качественные фото, инфографика, пиктограммы, единый стиль оформления;

√ видеоролик – плюс 100 к вашему описанию!

√ вознаграждения, которые захочется приобрести – необязательно материальные;

√ обновления, новости о проекте и сборе, благодарности спонсорам в процессе кампании;

√ продвижение кампании в соцсетях, СМИ, интернете в целом, а также перед живой аудиторией через мероприятия и личные встречи.

Удачи в ваших крутых начинаниях! Пусть все получится!
Яна Вегера
Руководитель летней площадки для непростых детей "ДРУЖИМ!"

janemojito@gmail.com

инструкция создана при поддержке