Здесь собраны фрагменты из интервью, которое мы провели с Дмитрием при подготовке методического пособия «Как работать с гениями места».

Нажимайте на вопросы, чтобы прочитать ответы!
Что нужно библиотекам, чтобы принимать у себя творческие проекты?
Со стороны библиотеки самый, наверное, необходимый навык – не быть зашоренными. Да, есть правила поведения в библиотеке. Но ведь есть и возможности: всегда можно какой-нибудь подвинуть, выставочные комплексы сделать необычными «вывертами». То есть от библиотек требуется быть помощниками, быть сотрудниками, быть сопричастными экспериментам.

Например, в Добролюбовке проводились музыкальные дни. Мы на полном серьезе слушали музыку, и даже громко. Библиотека находится в отдельном здании, к нам даже никто из соседей не придёт жаловаться, несмотря на вечер. Правда, я не помню, до скольки библиотеки работают, может быть, это все было в нерабочее время, семь или восемь вечера.

Но зашоренными бывают и посетители! Был в Добролюбовке, например, спектакль. Это пример того, что мы показываем что-то новое, и библиотека дает площадку для реализации проекта. У нас в Архангельске есть «святые» писатели: например, Ломоносов, именем которого названо абсолютно все, и Федор Абрамов – в честь него назван аэропорт, фестивали и так далее. И всегда спектакли, связанные с ним, играли определенным образом, еще с советских времен. А на спектакле в библиотеке один режиссер представил альтернативную точку зрения. И люди, конечно же, оскорбились, потому что, по их мнению, Абрамова надо показывать только определенным образом. Зрители не то что не приняли, но это стало повод для дискуссии. И ведь не каждая библиотека позволит себе такое «богохульство».

У меня есть еще одна прекрасная история про Абрамова. Мы ездили в поселок Верково, где родился сам Федор Абрамов. Там, чтоб вы понимали, всё Абрамов: Абрамов дом, Абрамов, Абрамов, Абрамов... У нас была конференция, куда приглашали зрителей и дискутировали насчет Абрамова. Не поверите, но общество разделилось на две части: те, которые его ненавидят, потому что надоела реклама Абрамова везде, а вторые его просто обожают, это как секта.

И вот в библиотеке написано: спектакль по Абрамову. Понимаете? Все пойдут на Абрамова, все старушки, и скажут: «О, Господи!» Что, библиотека этого не понимает? Понимает. Поэтому я и говорю, как важно «не быть зашоренными». Все равно ведь включается самоцензура.

Но почему это важно? Зрители могут не знать, что это альтернатива традиционной режиссуре, и это их восприятие расширит. Ведь люди на самом деле не читают Абрамова, хотя им с детства о нем талдычат. А режиссеры и лекторы читали. Кто-то из зрителей посмотрит, придет домой и почитает: «Вау, ничего себе!» А может, и не почитает, а просто забудет.

Еще у меня был спектакль, где мне надо было 120 метров спанбонда (нетканый полимерный материал – прим. ред.), чтобы сделать 16 палаток. И мы их сделали – просто огромные. Добролюбовка позволяет такие пространства закрывать.

В Питере в 2015 году у нас был проект «Маршрут старухи», посвященный Хармсу. Он шел на нескольких площадках. Детская библиотека имени Лермонтова тоже была частью спектакля, и нам даже разрешали там выбрасывать кукол из окон. Мы никогда не сталкивались ни с какими ограничениями. Понятно, что книжки нельзя трогать, но при этом мы двигали стеллажи, освобождали себе пространство.
Палатка для тех, кто хочет понять душу Писахова-художника.

Спектакль-променад «На Севере»
О спектакле-прогулке «На Севере»
У нас есть такой северный писатель Степан Писахов. Он писал сказки, типа барона Мюнхгаузена, придумывал истории и получалась псевдодокументалистика. Например, что в Архангельске ходят белые медведи, продают соль, мы северное сияние собираем ладошками, и так далее. Одна часть спектакля была «обманом», когда актриса вела псевдолекцию, якобы Писахов жил до 120 лет и умер в 2000 году, ходил в библиотеку, и так далее. Это был прикол, и половина людей понимала, что это актриса, а вторая половина – не понимала, что вообще происходит. Мы сделали выставку, такую «суперстандартную», как во всех библиотеках. В центре города есть памятник Писахову, у него все время на шляпе была птица, чайка. В 2000-х эту чайку украли, потом в 2010-х – каждые 10 лет ее воруют. Так вот среди экспонатов на выставке были эти ворованные птицы, только из папье-маше.
Зачем вы делаете ваши проекты?
Я творческий деятель, я не могу не делать. Все эти проекты – они просто для того, чтобы не закостенеть, потому что для меня очень важно развитие региона. У нас Абрамов, Писахов и Ломоносов, и мы от этого никуда не денемся, просто в силу географического положения. Конечно, если современные деятели культуры дают иной взгляд, и библиотеки их в этом поддерживают, то это прекрасное сотрудничество, я считаю. Мне важна альтернатива, расширение.
Псевдолекция Надежды Истомич.

Так была представлена одна из ипостасей Писахова
Какую помощь вы получали от библиотек для ваших проектов?
Это просто взаимовыгодное сотрудничество, особенно если библиотеки понимают, что у них есть, от площадки до человеческих ресурсов и знаний. Все библиотекари, которых я встречал, точно занимались своим делом и могли провести лекцию по конкретным вещам.

У нас был спектакль, посвященный нашим северным деятелям, вот таким творческим единицам – Шергин, Писахов и Ксения Петровна Гемп. А в библиотеке есть отдельный блок краеведения, прекрасная женщина отвечает за него. Я ей говорю – мне надо вот здесь, здесь и здесь помочь. И обнаружились какие-то совершенно классные штуки! Библиотека – это ведь, в первую очередь, архив. Там хранятся все архивы: не только художественные произведения, но и исторические материалы. Когда я работал в Карпогорах, нам нужно было поднять историю поселка. Там нашлись оригиналы, то ли с 1937, то ли с 1927 года, черно-белые газеты. В архивах, сшитые, открываешь папочку и смотришь – здесь провели железную дорогу, а здесь украли 2 банки шпрот.

Если мы везем какого-то Пушкина (спектакль по произведениям – прим. ред.), наверняка библиотекари в этом разбираются или хотя бы могут помочь, например, найти литературоведов, которые занимаются этой темой.
В 2022 году команда Фонда городских инициатив приняла участие в разработке Методического пособия для кураторов проекта «Гений места» по созданию и развитию проектов в сфере креативных индустрий «Как работать с гениями места». Совместно с Высшей школы экономики и Российской государственной библиотекой мы представляем авторские методики и экспертные интервью: они доступны читателям пособия как дополнительные материалы при реализации креативных проектов.