Наталья — до 2020 года заведующая библиотекой «Б7» в городе Березовском Свердловской области. Сейчас — главный библиотекарь филиала 6 ЦБС.

Андрей — в 2009 — 2018 годах исполнительный директор Благотворительного фонда «Благо» города Березовский.
В 2016 году библиотека семейного чтения на улице Красных Героев в городе Березовском начала меняться: появились новые мероприятия, горожан приглашали включиться в продумывание будущего пространства и наполнения библиотеки. Инициировали изменения заведующая библиотеки и директор местного благотворительного фонда. В 2017 году появились постоянные серии событий для новой аудитории, в 2018 открылся коворкинг — зал для мероприятий, в 2019 году полностью преобразилось пространство библиотеки.

Познакомиться с кейсом преобразования библиотеки «Б7» можно в 6 главе методического пособия для участников программы «Гений места».

Здесь собраны ответы на некоторые вопросы из интервью, проведенного при подготовке пособия. Нажимайте на вопросы, чтобы увидеть ответы!
Зачем библиотеке меняться? Что мотивировало на изменения вас лично?
Наталья: Библиотека опустела. Это ведь такое место: пришел-ушел, взял книгу. Со временем и этих порывов у людей не стало. Приходили ребята, особенно летом или весной: взяли книгу по школьной программе, сдали ее через две недели — и все. Самый движ был, по большому счету, только летом, а в остальное время жизнь замирала. Мне было неинтересно, и я думала — ну, почему не попробовать по-другому? Конечно, я много ездила и видела другие библиотеки. Очень часто выезжала в Москву, и там тоже видела переформатированные библиотеки: например, в старой библиотеке РГДБ. Старая детская библиотека, 80-х годов, там все такое монументальное, основательное, но из прошлого века. И вот там появились красивые, очень современные залы для детей. В том числе игровой зал, где ребятишки, проще говоря, бесились: подушки для них, тренажеры. Вот я и думаю: почему нет-то? Конечно, там один зал почти со всю нашу библиотеку, но небольшие пространства мы тоже можем реорганизовывать. Хотелось чего-то нового. Я видела, что и в стране все перестраивается, а наша организация как застряла в 80-х — так и осталась на том уровне. Может быть, это и отталкивало читателей и посетителей? Чего туда идти: взял книжку и быстро убежал. Всё накопилось, как говорится.

Андрей: Целей было несколько. Одна из них – вернуть подростков в библиотеку, и надо было подумать, какими интервенциями можно это сделать. Другая – эффект для города. Я понимаю, что такая работа может дать весьма неожиданный эффект: если получится взрастить сообщество, то они пойдут дальше и как-то взаимоопылятся. Тогда может видоизмениться сама городская среда, ландшафт. В реальности мы получили, наверное, даже лучший эффект, чем ожидали. Когда мы только стартовали с этим проектом, сделали группу ВКонтакте «Б7». Через какое-то время на простой мастер-класс для детей — что-то порисовать, руками поделать — записывались только во Вконтакте. Примерно через час после публикации анонса все возможные лимиты по местам уже закрывались. Это был очень крутой эффект.

Для города я, конечно, видел более широкий эффект. Мне хотелось показать, как в принципе должно проходить любое, в том числе архитектурное проектирование. Проектирование должен в обязательном порядке предварять исследовательский этап: фиксация сценариев, воркшопы, городская встреча с модерацией — вся «ЦПУ-шная» методология. Это must, и город должен принять это за стандарт при проектировании.
ЦПУ
— сеть Центров прикладной урбанистики, самоорганизованное сообщество практиков городского развития
Как изменился коллектив в процессе преобразования самой библиотеки?
Наталья: юди просто поверили и пошли за мной. Сначала было много негатива, они меня просто сжигали: что это, зачем… Самое главное – я им всегда говорила: мы ведь это не для себя делаем, а для народа: «Ну, хватит, вы что, ребята, вы посмотрите, какая она [библиотека] у нас страшненькая!» Они, конечно, мои мероприятия не воспринимали, и проводила их я практически одна, только одна молодая сотрудница пришла на подмогу. Прежний коллектив вообще отстранился и, можно сказать, со стороны наблюдал. Когда появился коворкинг — да, вот это, пожалуй, сподвигло их к признанию: «Надо же… Не зря она копошится».

Конечно, пришли новые люди, появились новые мероприятия, и все это потихоньку поменяло сознание. Мы же не хотели сделать хуже! Мы хотели идти в ногу со временем. И это удалось.

Сейчас всё уже поменялось, появились клубы, и все влились в свою работу. А работа теперь более интересная и насыщенная.
Как вы работали с новыми людьми и новыми типами событий?
Наталья: Мы искали человека — не такого, как мы, зашоренного библиотекаря. Да о библиотекаре вообще речи не шло. Искали кого-то интересного, креативного, молодого, чтобы он объединил вокруг себя ту самую молодежь, которую мы хотели видеть в стенах библиотеки. Может быть, не только подростков, но и постарше. Было несколько претендентов. Один молодой человек даже поработал у нас, но потом сказал: «Нет, это не мое». А потом пришла Лена Воробьева, и так удачно: она прямо горела. В итоге с молодежью у нее хорошо получилось. Первый раз в жизни я увидела удачную работу с молодежью! Когда ребята ходят не как «организованные» (то есть от организаций), а сами по себе. Они у нее сами все делали! Я не знаю, она заклинания, что ли, произносила какие-то… Это было в 2018 году, Лена запустила анкетирование — чего хочет молодежь, что у них модно. Оказалось, была в моде восточная культура — аниме, косплеи. И она их объединила.

Когда я зашла первый раз, шло первое заседание по итогам анкетирования. Было темно, и народу пришло столько, что я даже подумала, как же мы их тут будем размещать…
Ну, понятно, пришли 50, а осталось, дай Бог, 10. Но Они постоянно чем-то заняты были: то городской конкурс маски — они участвовали и первое место заняли; то косплеи, «Азияфест», праздники восточной культуры.

Также Лена собрала женщин, которые делают темари – японские шарики из ткани. Еще мыловарение – они проводили мастер-класс!

В карантин, конечно, в онлайн ушли. И тут мы делали просто шикарные мероприятия! У нас было очень много просмотров. Перевели в онлайн детский клуб «Вместе с мамой» с мастер-классами, один раз в месяц снимали спектакли и показывали театр. Позже стали приглашать специалистов, чтобы отвечать на вопросы родителей маленьких детей. Сначала собирали под постом собирали вопросы: например, «на следующей неделе у нас будет психолог, какие вопросы вас интересуют».
А потом вопросы родителей задавали специалисту.
Как библиотеке найти НКО-партнёра?
Наталья: Они же соседи наши, благотворительный городской фонд «Благо»! Когда у меня возникала инициатива, я бежала к ним денежку просить. Они никогда не отказывали, может быть, своих инициатив еще накидывали. У нас случилась долгосрочная дружба, которая потом вылилась в совместное преобразование библиотеки.

Андрей: Объединяться нужно по ценностям и целям. Поэтому ответ простой: собственно, смотрите по ценностям и целям. Особенно если говорить про малые города. Все друг друга знают, кто чем занимается. Но если кто-то не знает — можно дать клич: «Ребята, вот есть такие мысли…» Просто вслух говорить о своих будущих шагах: «Библиотека хочет преобразоваться. Ребята, сообщества, мы хотим что-то поделать — давайте вместе это продумывать, хотя бы не в одну голову».
Как вы привлекали партнеров и ресурсы?
Андрей: Получается эффект снежного кома. Если следовать принципам открытости, то сначала нужно запустить хороший информационный канал. Конкретно в Березовском с этим, к счастью, проблем нет. Там есть городские паблики с большой аудиторией, и поэтому если нужны партнеры, то мы просто объясняем на старте, как позиционируется проект и куда планируется его двигать. Это максимальная открытость — не стесняться просить. Возможно, даже продумать коммуникационную кампанию: каким образом, по каким этапам будет двигаться коммуникация.

В плане финансирования и партнеров, надо индивидуально смотреть, что есть на поверхности. Это могут быть федеральные деньги. А могут – муниципальные: например, местная дума — она является распорядителем местного бюджета — может сделать ремонт или заложить этап проектирования на местное финансирование. Часто есть и областные программы или, может быть, даже бизнес будет готов оплатить этап проектирования.

Можно показать пример Березовского и сказать, что вот как может получиться. Есть команда, чтобы сделать качественное «народное» техническое задание, и вот сколько это будет стоить. И возможно, какой-то местный бизнес готов оплатить, соответственно, этот кусочек деятельности.
«Народное» ТЗ
— задание на изменение пространства и программ библиотеки, созданное совместно с горожанами.
Как строилась работа с волонтерами, кто помогал библиотеке?
Наталья: Волонтеры инклюзивного клуба «Искорки добра» (руководитель Татьяна Каминская) помогали в опросе населения. Происходило это в торговом центре, в самом центре города. Ребята просили горожан ответить на вопросы анкеты. Поначалу опросы шли туго: то ли люди не отвечали, то ли ребята «халтурили». Тогда «Благо» выделил деньги и платил за каждую анкету (ребята получали по 20 рублей, если не ошибаюсь). Это анкетирование помогло увидеть, чего хотят еще не заинтересованные, но потенциальные посетители библиотеки: что нужно людям, чтобы туда пойти.

Андрей: Сами архитекторы на некоторые встречи по проектированию приезжали просто так, как обычные участники мероприятия. Настя (из группы архитекторов) пару макетов рисовала тоже «за так».

Когда делали сетку мероприятий, волонтерами были жители окружающих домов: ребята, которые пришли на проектирование, проводили «Кухню народов мира», приходили собирать мебель у входа на «столярке». Татьяна Каминская делала встречи с настольными играми.
Что вы лично получаете от этой работы?
Наталья: Может, я глупая или какой-то альтруист. Но мне это дает счастье, понимаете? Я вижу, что дети нашего города пользуются хорошими, качественными, интересными городскими пространствами, могут отдохнуть, посидеть и почитать красивые книги – благодаря проекту у нас их появилось много.
Группа библиотеки Б7
В 2022 году команда Фонда городских инициатив приняла участие в разработке Методического пособия для кураторов проекта «Гений места» по созданию и развитию проектов в сфере креативных индустрий «Как работать с гениями места». Совместно с Высшей школы экономики и Российской государственной библиотекой мы представляем авторские методики и экспертные интервью: они доступны читателям пособия как дополнительные материалы при реализации креативных проектов.