Как культурные команды работают с локальной историей?
Кирилл Маевский
Центр современной культуры «Смена», Казань
Алексей Новоселов
Тотемское музейное объединение
Как погрузить аудиторию в работу с местной историей? Здесь собрано несколько примеров из практики, которыми поделились Кирилл и Алексей в ходе интервью, проведенных при подготовке методического пособия «Как работать с гениями места».

Нажимайте на вопросы, чтобы прочитать ответы!
Кирилл Маевский — сооснователь и арт-директор Центра современной культуры «Смена» в Казани, сокуратор одноименного книжного магазина и издательской программы, программный директор книжных фестивалей «Смены», исполнительный директор издательства Ad Marginem, куратор в Центре Вознесенского. Сооснователь проекта «МИГ» и программы «Креативная библиотека».

Более подробные фрагменты интервью с Кириллом.
Как появился центр «Смена»? Что мотивировало вас начать этот проект?
Кирилл: С первых дней существования «Смены» мы не относились снобски к нашему городу. Как часто бывает; люди открывают книжный магазин или институцию современной культуры и считают, что в силу того, что они книжки или лектора в город привезли, то весь город им обязан теперь прийти и купить. В общем, считают, что просвещение – вертикализированная структура, и они почему-то в этой структуре вдруг оказываются на высоте, начинают просвещать, относятся к своему городу, как к пустыне, и жалуются: «Читателей мало, книжки покупают плохо, на лекции приходит мало людей».

Несмотря на то, что за «Сменой» закреплен снобский образ, мы все время старались взаимодействовать с городом. Одно из существенных направлений работы все 9 лет – раскапывание культурных краеведческих сюжетов. Мы довольно интенсивно с городом взаимодействуем. Все наши краеведческие программы появляются неспроста, а потому что мы живем в городах нерассказанных историй и в упрощенных городских нарративах. Казань за последние десять лет стала туристическим городом, и, конечно, локальная сложность утрамбовывается до «шорт стори», анекдотических рассказов.

Наша задача – сделать мир сложнее, чтобы в нем интереснее было жить, чтобы нашим гостям было интереснее.
Как вы вплетаете работу с городом в образовательные программы (школы, стажировки)?
Кирилл: Нам захотелось под разными углами посмотреть на город, и у нас возникла последовательность мероприятий. Организовали резиденцию художников-комиксистов, которые занимаются документальными графическими репортажами. Привезли их из Швейцарии, Финляндии, Швеции, российских городов на резиденцию в Казань. Их задачей было нарисовать графический репортаж о Казани по результатам поездки, т. е. прожить три недели в городе и посвятить ему маленький комикс. Это были мастеровитые, известные художники: сложно не организовать вокруг них еще и профессиональную программу мастер-классов, воркшопов и прочего. Из этого родилась трехнедельная школа.

То же самое — школа плакатного дизайна, на которую приехали швейцарские, польские, российские дизайнеры. Мы считали, что, как и в резиденции художников-комиксистов, одна из задач для участников школы плакатного дизайна — сделать плакаты к существующим в Казани, но богом забытым домам-музеям, которые не случайно возникли в городе. В другом случае плакатистам была поставлена выбрать культурный сюжет и нарисовать для него плакат под названием «Музей, которого нет». Куча сюжетов! Все эти программы — профессиональные, но в то же время они собираются, в большинстве своем, из наших отношений с регионом. То есть мы не просто так «прокачиваем» музыкантов или иллюстраторов, привозя им со всего света преподавателей, а мы делаем эти программы для того, чтобы они посмотрели иначе на свой город.
Алексей Новоселов — директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Тотемское музейное объединение», старший преподаватель кафедры теории, истории культуры и этнологии Вологодского государственного университета, ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН. Автор и участник команд более 20 социокультурных проектов, реализованных в городе Тотьма и Тотемском районе Вологодской области в 2014-2022 годах, автор и соавтор ряда книжных изданий.

Более подробные фрагменты интервью с Алексеем.
Как вы строите работу музея?
Алексей: Музей – это одно из важнейших общественный учреждений, которое выступает хранителем истории. Это означает, что музей является важным инструментом и актором развития для любого города. Ведь у любого города есть история, будь то историческое поселение федерального значения Тотьма или индустриальный город. И никто лучше нас, музейщиков, эту историю не знает. Наша задача – хорошо, достойно «упаковать» эту историю, подать ее в том или ином формате, в зависимости от того, какая именно часть истории подается.

С этой историей мы должны выходить за рамки собственно музеев, идти в городскую среду, заниматься проектами, связанными с реновацией городских пространств, и стараться делать так, чтобы эта историческая составляющая отображалась везде, во всех проектах городской или районной администрации. Важно, чтобы при этом обращались к реальным историям, к историям людей, которые здесь жили и работали, к местному сообществу.

Для меня музей – это, скажем так, драйвер, локомотив развития, потому что он знает то, чего не знает большинство. Но мы можем помочь этому большинству узнать больше о том месте, где оно живет.
Как музей выбрал акценты в своей работе?
Алексей: Акцент на среду, на городское пространство, потому что без заботы о городском пространстве наши музеи, к сожалению, бесполезны. Гости города хотят видеть атмосферу, уют, историю. А если мы все застроим сайдингом, металлом, профилем и так далее, то, конечно, этого не произойдет. Поэтому, помимо развития общественных пространств, мы довольно активно работаем с сохранением исторической среды. В частности, пытаемся спасти те дома, которые приговорены к сносу, например, из-за расселения ветхого и аварийного жилья. Делаем это с переменным успехом, но кое-что получается. Например, один расселенный дом, который мы спасли в свое время, сейчас, благодаря Фонду президентских грантов, превращен в сувенирную лавку и Дом традиций и ремесел «Морошка». Это произошло в 2021 году.

Под эгидой президентского Фонда культурных инициатив сейчас реализуется проект, тоже связанный со спасением одного исторического дома. В прошлом году его выставили на продажу. Он не входит в список памятников, и его бы снесли, но мы позаботились, написали объявление, что дом продается, давайте найдем ему хорошего владельца. Разместили объявление в социальных сетях, и через четыре дня пришел ответ: «Я готов купить этот дом», - от человека, который живет за границей. Он до сих пор не называет своего имени, говорит, я выкуплю, но при условии, что вы этот дом заберете и создадите там что-то интересное. Не отказываться же от такого предложения! Дом, действительно, попал под наше попечение, и вот сейчас мы выиграли гранты. Там создается экспозиция, посвященная истории благотворительности, меценатства, потому что это дом нашего купца-благотворителя Токарева, и там же будут гостевые комнаты в купеческом стиле.
Как вы вовлекаете людей старшего возраста в свою работу?
Алексей: С пенсионерами мы опробовали очень хороший формат, который нам пригодился в нашей научной работе. Мы предложили пенсионерам стать волонтерами в проекте «Осколки времени». Мы создавали серию альбомов о Тотьме в разные периоды ее существования, о жизни довоенной, послевоенной, и для написания текстов сотрудникам музея требовалось перелопатить огромный объем информации из подшивок местных газет.

Нашим друзьям ветеранам всё интересно! Но они не имеют доступа к этим подшивкам. Мы попросили их, буквально каждого, выбрать одну тему и сделать выписки по этой теме. Один ветеран сделал выписки по теме «Медицина», второй – по теме «Благоустройство», третий – «Спорт». С этими выписками мы уже знали, в какой газете, в каком номере, в каком выпуске была опубликована та или иная заметка. Мы создавали текст на основе этих заметок, перерабатывали их, вводили в научный оборот. Это настолько было популярно, что как-то раз мы пришли, буквально после новогодних праздников, а перед дверями музея стоит очередь из ветеранов, пенсионеров, и все хотят работать с подшивками.

У них есть интерес, и их можно вовлекать в такие волонтерские инициативы. К тому же они чувствуют себя соучастниками, получают прекрасные, хорошо изданные книги, нам хорошо, им хорошо, всем хорошо. Они знали, что они работают для того, чтобы музейщики написали материалы и вместе с фотографиями опубликовали.

Кроме того, они носили фотографии, а мы устраивали конкурс, на котором за лучшую фотоохоту дарили деньги. На первый конкурс они принесли 736 фотографий, из которых мы отбирали 200 с лишним. Для нашей маленькой Тотьмы, 10 тысяч населения, настоящий ажиотаж! Они молодцы, их активность как раз и нужно направлять в это русло, чтобы они чувствовали свою значимость.
Surf Coffee
— федеральная сеть кофеен
Центр современной культуры «Смена», Казань
Тотемское музейное объединение
Методическое пособие по развитию проектов в сфере креативных индустрий «Как работать с гениями места» создано в 2022 году объединенной командой Высшей школы экономики, Российской государственной библиотеки и Фонда городских инициатив. Пособие используется в качестве обучающего материала проекта «Гений места», а также распространяется открыто для использования профессионалами сферы креативных индустрий.