Здесь собраны фрагменты из интервью, которое мы провели с Дмитрием при подготовке методического пособия «Как работать с гениями места».

Нажимайте на вопросы, чтобы прочитать ответы!
Что нужно библиотекам, чтобы принимать у себя творческие проекты?
Со стороны библиотеки самый, наверное, необходимый навык – не быть зашоренными. Да, есть правила поведения в библиотеке. Но ведь есть и возможности: всегда можно какой-нибудь подвинуть, выставочные комплексы сделать необычными «вывертами». То есть от библиотек требуется быть помощниками, быть сотрудниками, быть сопричастными экспериментам.

Например, в Добролюбовке проводились музыкальные дни. Мы на полном серьезе слушали музыку, и даже громко. Библиотека находится в отдельном здании, к нам даже никто из соседей не придёт жаловаться, несмотря на вечер. Правда, я не помню, до скольки библиотеки работают, может быть, это все было в нерабочее время, семь или восемь вечера.

Но зашоренными бывают и посетители! Был в Добролюбовке, например, спектакль. Это пример того, что мы показываем что-то новое, и библиотека дает площадку для реализации проекта. У нас в Архангельске есть «святые» писатели: например, Ломоносов, именем которого названо абсолютно все, и Федор Абрамов – в честь него назван аэропорт, фестивали и так далее. И всегда спектакли, связанные с ним, играли определенным образом, еще с советских времен. А на спектакле в библиотеке один режиссер представил альтернативную точку зрения. И люди, конечно же, оскорбились, потому что, по их мнению, Абрамова надо показывать только определенным образом. Зрители не то что не приняли, но это стало повод для дискуссии. И ведь не каждая библиотека позволит себе такое «богохульство».

У меня есть еще одна прекрасная история про Абрамова. Мы ездили в поселок Верково, где родился сам Федор Абрамов. Там, чтоб вы понимали, всё Абрамов: Абрамов дом, Абрамов, Абрамов, Абрамов... У нас была конференция, куда приглашали зрителей и дискутировали насчет Абрамова. Не поверите, но общество разделилось на две части: те, которые его ненавидят, потому что надоела реклама Абрамова везде, а вторые его просто обожают, это как секта.

И вот в библиотеке написано: спектакль по Абрамову. Понимаете? Все пойдут на Абрамова, все старушки, и скажут: «О, Господи!» Что, библиотека этого не понимает? Понимает. Поэтому я и говорю, как важно «не быть зашоренными». Все равно ведь включается самоцензура.

Но почему это важно? Зрители могут не знать, что это альтернатива традиционной режиссуре, и это их восприятие расширит. Ведь люди на самом деле не читают Абрамова, хотя им с детства о нем талдычат. А режиссеры и лекторы читали. Кто-то из зрителей посмотрит, придет домой и почитает: «Вау, ничего себе!» А может, и не почитает, а просто забудет.

Еще у меня был спектакль, где мне надо было 120 метров спанбонда (нетканый полимерный материал – прим. ред.), чтобы сделать 16 палаток. И мы их сделали – просто огромные. Добролюбовка позволяет такие пространства закрывать.

В Питере в 2015 году у нас был проект «Маршрут старухи», посвященный Хармсу. Он шел на нескольких площадках. Детская библиотека имени Лермонтова тоже была частью спектакля, и нам даже разрешали там выбрасывать кукол из окон. Мы никогда не сталкивались ни с какими ограничениями. Понятно, что книжки нельзя трогать, но при этом мы двигали стеллажи, освобождали себе пространство.
О спектакле-прогулке «На Севере»
У нас есть такой северный писатель Степан Писахов. Он писал сказки, типа барона Мюнхгаузена, придумывал истории и получалась псевдодокументалистика. Например, что в Архангельске ходят белые медведи, продают соль, мы северное сияние собираем ладошками, и так далее. Одна часть спектакля была «обманом», когда актриса вела псевдолекцию, якобы Писахов жил до 120 лет и умер в 2000 году, ходил в библиотеку, и так далее. Это был прикол, и половина людей понимала, что это актриса, а вторая половина – не понимала, что вообще происходит. Мы сделали выставку, такую «суперстандартную», как во всех библиотеках. В центре города есть памятник Писахову, у него все время на шляпе была птица, чайка. В 2000-х эту чайку украли, потом в 2010-х – каждые 10 лет ее воруют. Так вот среди экспонатов на выставке были эти ворованные птицы, только из папье-маше.
Зачем вы делаете ваши проекты?
Я творческий деятель, я не могу не делать. Все эти проекты – они просто для того, чтобы не закостенеть, потому что для меня очень важно развитие региона. У нас Абрамов, Писахов и Ломоносов, и мы от этого никуда не денемся, просто в силу географического положения. Конечно, если современные деятели культуры дают иной взгляд, и библиотеки их в этом поддерживают, то это прекрасное сотрудничество, я считаю. Мне важна альтернатива, расширение.
Зачем вы делаете ваши проекты?
Я творческий деятель, я не могу не делать. Все эти проекты – они просто для того, чтобы не закостенеть, потому что для меня очень важно развитие региона. У нас Абрамов, Писахов и Ломоносов, и мы от этого никуда не денемся, просто в силу географического положения. Конечно, если современные деятели культуры дают иной взгляд, и библиотеки их в этом поддерживают, то это прекрасное сотрудничество, я считаю. Мне важна альтернатива, расширение.
Какую помощь вы получали от библиотек для ваших проектов?
Это просто взаимовыгодное сотрудничество, особенно если библиотеки понимают, что у них есть, от площадки до человеческих ресурсов и знаний. Все библиотекари, которых я встречал, точно занимались своим делом и могли провести лекцию по конкретным вещам.

У нас был спектакль, посвященный нашим северным деятелям, вот таким творческим единицам – Шергин, Писахов и Ксения Петровна Гемп. А в библиотеке есть отдельный блок краеведения, прекрасная женщина отвечает за него. Я ей говорю – мне надо вот здесь, здесь и здесь помочь. И обнаружились какие-то совершенно классные штуки! Библиотека – это ведь, в первую очередь, архив. Там хранятся все архивы: не только художественные произведения, но и исторические материалы. Когда я работал в Карпогорах, нам нужно было поднять историю поселка. Там нашлись оригиналы, то ли с 1937, то ли с 1927 года, черно-белые газеты. В архивах, сшитые, открываешь папочку и смотришь – здесь провели железную дорогу, а здесь украли 2 банки шпрот.

Если мы везем какого-то Пушкина (спектакль по произведениям – прим. ред.), наверняка библиотекари в этом разбираются или хотя бы могут помочь, например, найти литературоведов, которые занимаются этой темой.
Surf Coffee
— федеральная сеть кофеен
Методическое пособие по развитию проектов в сфере креативных индустрий «Как работать с гениями места» создано в 2022 году объединенной командой Высшей школы экономики, Российской государственной библиотеки и Фонда городских инициатив. Пособие используется в качестве обучающего материала проекта «Гений места», а также распространяется открыто для использования профессионалами сферы креативных индустрий.