Центр социальных инноваций в сфере культуры сформирован на базе музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова и является одним из десяти в России, победившим в конкурсе в рамках благотворительной программы фонда Владимира Потанина «Эффективная филантропия».

Здесь собраны фрагменты из интервью, проведенного при подготовке методического пособия «Как работать с гениями места».

Нажимайте на вопросы, чтобы прочитать ответы!
Зачем Центр социальных инноваций в сфере культуры Архангельску?
В Архангельске такого места, такой команды и такого учреждения раньше в принципе не существовало. И поэтому мы были необходимы. Не столько от запроса, который и не был сформулирован, а от понимания: это полезно, важно и давайте сделаем.

На мой взгляд, очень важный показатель нашей деятельности – это систематическая работа разных сообществ и частных инициатив. Например, наши ЦСИ-студии дали возможность и заряд молодым ребятам-художникам. И если впоследствии они продолжат заниматься своей сферой, это будет очень хорошим показателем того, что они получили все необходимое и теперь могут свободно дальше работать.

Еще мы налаживаем взаимодействие между организациями. Например, мы проводим различные семинары и большие мастер-классы. Нередко участники потом нам говорят: «А мы и не знали, что у нас в Архангельске, оказывается, есть такие-то и такие-то организации». Вроде бы город небольшой, но еще не все друг друга знают. Порой, даже если люди и знают, что такие организации есть, не всегда друг с другом взаимодействуют. Например, университет – и музей.
Почему важно знакомить разные коллективы, команды, учреждения в сфере культуры и городского развития?
Вообще, что такое вся наша жизнь? Это большая философская категория, которая объединяет все-все-все вокруг. Если говорить про развитие науки и познания, то сначала появилась философия – то есть «наука обо всем». А потом из нее уже выделились отдельные направления – химия, литература и все такое прочее. Изначально они все были взаимосвязаны, и сейчас они тоже взаимосвязаны. Деление дисциплин на химию, математику и русский язык довольно-таки условно. А как химия без русского языка может быть? Это все взаимосвязано, и, если еще больше связывать разные дисциплины, то есть делать междисциплинарные проекты, можно получить какой-то новый результат. Например, если связать музыку и математику, можно получить нечто невообразимое. И есть примеры, когда город «озвучивают», «читают» город с помощью звука.

Мы работаем с Архангельской областной специальной библиотекой для слепых. Для них мы проводили прогулку-экскурсию по улицам города. По большей части это был не наш рассказ, а интервью. С читательницей библиотеки для слепых Мариной Валентиновной мы побеседовали о том, как она воспринимает город, не видя его совсем. И поняли, что это очень важные аспекты, которых зрячие люди в повседневности фактически и не замечают. На городские звуки не обращают внимания, запахи, температуру, какие-то тактильные моменты, хотя это очень важно и дает массу информации. Разговор с этим человеком дает понять, что город можно воспринимать совершенно по-разному и тем самым его по-разному исследовать, по-разному понимать.

После экскурсий у нас состоялась большая выставка в ЦСИ совместно с библиотекой. Мы показали предметы быта незрячих и слабовидящих людей. Проводили по ней экскурсии. Специалисты библиотеки делали мастер-классы: как читать и писать с помощью шрифта Брайля, как смотреть картины, не видя их, как ориентироваться в быту.

Запрос на это велик! Студенты приходили, просто посетители, художники. И библиотека сказала, что для неё очень важно и интересно выходить в новые места, а не только в своих стенах что-то делать.

Вот мы говорим про исследование: как, например, связать географию и живопись? Или географию и музейную деятельность? Казалось бы, это совершенно невзаимосвязанные вещи. А мы связали! Есть такой сайт, называется «Госкаталог», там опубликовано огромное количество картин. В том числе – музейные экспонаты, которые находятся в выставочных залах или в фондохранилищах. Мы взяли все живописные полотна, которые были написаны или хранятся в Архангельской области, и все их идентифицировали по месту создания. Ведь на многих картинах изображено какое-то определенное место, событие, человек, дом или еще что-то. То есть у каждой картины есть геоточка. На Google-картах мы отметили все эти точки, загрузили туда изображения картин и сделали художественную онлайн-карту Архангельской области. Это как раз-таки междисциплинарная вещь, которая связывает живопись, музейную сферу, географию, картографию и просто аналитику городских данных. С опорой на это можно, например, разрабатывать экскурсионные маршруты, писать исследования, создавать биографические работы, и многое другое. За счет этого среза можно объединять разные дисциплины и сферы.
Что мотивирует вас работать в этой сфере?
Если говорить про сам Центр, то нас тоже мотивирует заинтересованность со стороны гостей. Это прекрасная возможность для посетителя быть не потребителем культуры, а деятелем и созидателем. И мы являемся таким местом, которое эту деятельность обеспечивает или содействует ей. Это очень ценно, полезно и очень приятно, на самом деле. Когда ты действительно делаешь что-то стоящее. Это как для студента: одно дело написать курсовую в стол и сдать ее на кафедру, где ее прочитают и выкинут через несколько лет, а другое – в рамках семестровой учебы сделать настоящее культурное событие. Чем у нас студенты каждый год и занимаются. Когда к ним приходят огромное количество посетителей, когда про них пишут СМИ, это действительно событие, о котором они потом могут будут рассказывать.
Как ЦСИ поддерживает проекты и идеи горожан?
В начале 2019 года мы организовали свой первый выставочно-исследовательский проект. Он был посвящён истории кинотеатра «Север», который входит в состав усадьбы Шингарёвых – Плотниковых, где мы и располагаемся. Мы его сделали со студентами САФУ. То есть это была их полноценная работа в рамках курса профильной дисциплины.

На эту выставку пришёл посетителем создатель сайта «Старый Архангельск» Игорь Кысин. Игорь только на своём энтузиазме и при содействии коллег и единомышленников создал и ведёт сайт с публичным архивом фотографий старого города. На этом сайте уже более 4000 снимков, и коллекция постоянно пополняется. С 2011 года проект «Старый Архангельск» существовал только в сети: сайт и социальные сети. А однажды в этом сообществе была высказана мысль, что неплохо было бы организовать реальную выставку старых фотографий, чтобы как можно больше людей увидело, каким был Архангельск и как он изменился с течением времени. Для организации выставки нужны разные компетенции: формирование идеи выставки, тематический отбор снимков, печать материалов, организация экспозиционного пространства, дизайн афиши и прочего визуального оформления выставки, распространение информации по СМИ и соцсетям, проведение мероприятий в рамках выставки и многое другое.

Зная наш опыт, Игорь предложил тему выставки: «Советский Архангельск в цвете». Из тысяч фотографий старого города, бОльшая часть из которых чёрно-белые, мы отобрали несколько десятков цветных снимков и сформировали выставку «Вспышки памяти» в пространстве ЦСИ в Музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова. У нас как у ресурсного центра есть возможность печати материалов, есть навыки создания экспозиций, организации событий и их информационного, технического и организационного сопровождения. Поэтому всего лишь из одного случайного предложения-идеи развился целый выставочный проект. На открытие этой выставки пришло много людей – жителей и гостей города, экскурсоводов, фотографов, студентов и пр. Выставка объединила самые разные темы: фотографию, историю, архитектуру, моду. Мы дополнили ее советскими открытками, использовали проектор, чтобы крутить сотни цветных снимков на стену, а в центре зала поставили сканер и компьютер. Заблаговременно опубликовав анонс о выставке, мы призвали всех её посетителей принести свои фотографии из старых семейных альбомов с видами города, людьми и событиями. Сразу на месте мы сканировали фотографии, оригиналы возвращали владельцам, а электронные копии пополняли коллекцию сайта «Старый Архангельск». На выставку регулярно приходили с экскурсиями, проводили творческие встречи с местными краеведами. Один из них – легендарная для Архангельска личность – историк архитектуры Юрий Анатольевич Барашков. Краевед, автор множества книг об истории и застройке Архангельска, он провёл открытую лекцию про историю и современность города. На встрече был аншлаг. Антураж выставки с видами старого города максимально и органично погрузил участников встречи в рассказы Юрия Анатольевича.

Впоследствии выставка приобрела мобильный характер. Мы размещали её на разных площадках: Ломоносовский ДК, Школа искусств в Новодвинске, Устьянский краеведческий музей, Карпогорский ДНТ и пр. Эта выставка продолжает жить и скоро будет размещена в новом пространстве.
Расскажите про ваше взаимодействие с партнерами. Зачем это партнерам? Как вы к ним приходите?
При организации передвижных выставок возникла идея размещать экспозиции в торгово-развлекательных центрах. Особую актуальность эта идея приобрела в пандемию, тогда именно торговые центры оказались наиболее посещаемыми объектами. И в целом такие общественные места имеют большой потенциал для организации просветительских проектов. Причина проста: там всегда много людей и большая проходимость. Для владельцев торговых центров тоже есть выгода: ещё большее привлечение внимания к торговым объектам, увеличение посещаемости. Например, кто-то организует выставку в торговом центре, распространит информацию, на выставку придут люди – и заодно так или иначе заглянут в какой-нибудь торговый отдел. Или вовсе впервые придут в этот торговый центр. Более того, современные торговые центры – это настоящие города, только под крышей в одном большом здании на несколько этажей: те же улицы и проспекты коридоров, те же лавки и мастерские, та же еда и развлечения. Поэтому в торговых центрах люди проводят довольно продолжительное время. А чтобы комфортно находиться в нем продолжительное время, нужно разнообразие в удовлетворении потребностей и привлечения внимания: выставки и «неторговые» проекты здорово этому способствуют. В итоге получается взаимовыгодный процесс.

Признаюсь, поначалу было боязно обращаться к руководству торгового центра. Были какие-то предрассудки и стереотипы: мол, бизнесу эта вся культура и социалка неинтересна, она не приносит сиюминутных денег, да и вообще мелко всё это для огромного ТРК. Однако, набравшись смелости, мы связались с руководством ТРК и описали наше предложение: у нас есть классная выставка – хотим разместить ее у вас на площадке ТЦ, всё сделаем сами – дайте только место. Руководство на это предложение откликнулось, и мы на личной встрече обсудили все детали размещения: место, сроки, доставка, монтаж, обслуживание и пр. И сделали такую экспозицию в нескольких ТРК города по очереди. Люди проходили, останавливались, рассматривали стенды, экспонаты, карты и пр. Фотографировали, читали, переходили по указанным ссылкам. Это работает! В соцсетях ТРК тоже были сделаны публикации: вот, мол, открыта такая выставка – не проходите мимо! В итоге был сформирован запрос на новые выставки в ТРК.
Пример партнерства с бизнесом в сфере рекламы и трансляции видео на городском экране.
Была такая история с большим рекламным экраном в центре города. Однажды мы с группой художников и исследователей отправились в экспедицию в Ровдину Гору. Это Холмогорский район Архангельской области. Художники вдохновились этими местами и создали свои объекты. По итогу экспедиции появился небольшой фильм. И мы захотели показывать его не только в библиотеках, музеях и ДК, но и крутить на центральном экране города! Чтобы прохожие и пассажиры смотрели не только рекламу, но и что-то творческое. Обратились в агентство наружной рекламы «Факел» - оно обслуживает этот экран. Я позвонил директору, описал идею. Мы встретились, обсудили все технические и организационные вопросы. И в итоге специально подготовленные фрагменты фильма несколько недель демонстрировались на большом экране в центре города.

Это агентство занимается рекламой в городском пространстве и одновременно содействует социальным проектам, поддерживает творческие инициативы. Это политика компании. И взаимная выгода возникает за счет глубокой, прочной и разветвленной связи с городом, его жизнью, людьми и пространством. Ведь если субъект имеет разносторонние связи с городом, тогда его больше и лучше знают, ему доверяют, воспринимают как своего, и у такого субъекта гораздо больше уровень спокойствия, устойчивости и уверенности. Повторю, это возможно при взаимодействии и сотрудничестве разных акторов.
Расскажите о ваших исследовательских инструментах: как понять, что происходит вокруг библиотеки? Что волнует горожан, какие есть сообщества, культурные объединения и так далее.
Когда мы только-только начинали свою работу, разумеется, о нас никто не знал. Поэтому мы исследования делали самостоятельно. Мы живем в этом городе, мы знаем, кто здесь чем занимается. Если смотреть в большом масштабе. У нас есть университет: там есть строители, культурологи, лингвисты и еще кто-нибудь. Есть, например, колледж культуры и искусства, там художники. Есть сообщество, которое объединяет активистов в сфере городской среды. Есть сообщество велосипедистов. Есть остров Хабарка, там живут местные жители и делают там свои какие-то дела. И так далее. Когда мы формируем программу какого-то события, мы смотрим на наш город, кто, где и чем занимается, кому это может быть полезно. Часто мы сами целенаправленно обращались к людям. Просто писали ВКонтакте, мол, здравствуйте, мы такие-то такие-то, у нас семинар проходит, приходите. И не просто так, а еще с акцентом на том, чем они сами занимаются. Например: вот вы занимаетесь тем-то и тем-то, а к нам придут специалисты, и вам это будет полезно. Эта прямая связь и сейчас работает гораздо лучше и эффективнее, чем реклама. Когда ты сам целенаправленно напишешь первому, пятому-десятому и двадцатому, эти все люди с большей вероятностью и придут.
Какие базовые методы исследований вы рекомендуете?
Следует пользоваться самыми доступными методами. Во-первых, быть в новостной повестке и понимать, что происходит вокруг. Они ведь бывают узкоспециализированными: например, новости в сфере градостроительства. Эта тема не столь публичная, потому что не всем понятная. Но если в этой теме копать или обратиться к человеку, который этим интересуется, можно понять: ага, вот есть библиотека, а тут по генплану рядышком с ней хотят построить, например, культурный центр. И это уже совершенно новый смысл придает территории, новый смысл для библиотеки и новые идеи для развития и будущего сотрудничества с культурным центром.

Это самые простые натурные исследования – то есть выйти вокруг погулять, проанализировать по разным критериям (по свету, архитектуре, времени), карту составить, маршруты проложить. Можно собрать пары из фотографий и сделать такую выставку «было – стало», и можно за счет этого обнаружить, что раньше на месте нашей библиотеки стояла церковь, например. Или ничего не было, или она была в другом виде или в другом здании. То есть исследование – оно может принимать самые разнообразные формы. Исследовать можно и нужно все и всегда, я бы так сказал. Потому что это процесс познания – это процесс узнавания данного мира, мы же фактически о нем ничего не знаем.
Как найти людей, которые разбираются в узкоспециализированной теме (например, в градостроительстве)?
Они могут уже работать в публичном пространстве, например, это блогеры или общественники. Это могут быть студенты строительного вуза, и с ними можно встретиться, через преподавателя или лично, и побеседовать. И для него это может быть целой курсовой работой: кто-то сделал запрос насчет реальной городской проблемы, а он его не только удовлетворил, но еще и сам получил выгоду, создав научный проект или статью. Выходит, он помог разобраться местным жителям или какой-то организации. Ведь зачастую департаменты градостроительства не могут дать понятных пояснений, потому что они говорят языком чиновника, юридическим языком, а он горожанам непонятен. Там нужен перевод на человеческий русский язык.
А как исследования могут способствовать развитию сообщества активных горожан?
Например, тема благоустройства, такая сегодня популярная. Допустим, у нас есть средства на благоустройство и есть неблагоустроенный участок набережной около библиотеки. Пожалуйста – библиотека может стать инициатором такого исследования и проекта, чтобы исследовать эту местность, создать проект ее благоустройства, выиграть грант или получить средства из федерального бюджета или проекта, и в итоге, привлекая специалистов, эту набережную благоустроить. Установка арт-объекта объединяет уже других людей: художников, исследователей-аналитиков, краеведов. Еще это может быть историческое исследование, когда мы копаем вглубь веков: тогда мы идем в архив, к старым газетным публикациям, в том числе привлекая местных жителей.

Тут местные жители – они касаются любой темы. Благоустройства касаются? Касаются, потому что их мнение нужно. Арт-объекта касаются? Тоже, потому что, поговорив с ними, художник может понять, какой объект можно здесь сделать. Если мы говорим про исследование какого-то локального сообщества – перво-наперво нужно идти как раз к людям, которые здесь жили и живут, которые здесь работали. У них есть фотографии, воспоминания, какие-то данные, которых сейчас просто так не узнаешь. Поводов для этого огромное количество.

Например, живу я в своем родном поселке лесозавода № 14 в Архангельске и очень давно интересуюсь его историей. Что я делаю: я просто местным жителям пишу ВКонтакте. Допустим: «Лариса Александровна, здрасьте, я вот исследую наш поселок, хочу собрать информацию. Есть ли у Вас какие-то старые фотографии, или может, поделитесь каким-то воспоминанием?» Просто прихожу домой к людям, по договоренности, и провожу интервью о конкретных моментах. Знаю, что этот человек, например, работал в столовой. И я с ней говорю про столовую, какие-то курьезные моменты, самые яркие воспоминания и все такое прочее. И в итоге за счет таких повседневных историй формируется очень большой иллюстративный материал того, как жила эта местность раньше и чем она живет теперь.

Пока я еще собираю материал, я периодически его публиковал: сканирую старые фотографии и выкладываю на страничке, посвященной истории поселка и в целом его жизни. Материала накоплено немало: я уже хочу сделать большую выставку в ЦСИ, за счет фотографий, газет, артефактов из жизни поселка. А потом, может быть, издать и какой-то печатный материал, то ли в виде брошюры, то ли в виде книги… Ну, для книги тут надо, конечно, еще пособирать.
Что вам дает такая работа, ваши проекты?
У меня было множество возможностей уехать из Архангельска. Когда школу заканчивал, когда в университете учился. Но я оставался здесь, потому что мне здесь интересно, потому что чем больше я здесь нахожусь, чем больше я здесь работаю, тем большими возможностями я обрастаю. Это взаимосвязи с разными людьми и организациями, это востребованность меня как личности и меня как части нашего центра. Я не вижу поводов уезжать, потому что если я уеду, я разрушу эти все связи, все то, что сам построил для себя. А мне это невыгодно. И более того, мне интересно, потому что я хочу копать историю города, ведь он для меня родной город. И хочу больше и больше здесь, как сосна, укореняться, на этой северной таежной земле.
Surf Coffee
— федеральная сеть кофеен
Методическое пособие по развитию проектов в сфере креативных индустрий «Как работать с гениями места» создано в 2022 году объединенной командой Высшей школы экономики, Российской государственной библиотеки и Фонда городских инициатив. Пособие используется в качестве обучающего материала проекта «Гений места», а также распространяется открыто для использования профессионалами сферы креативных индустрий.