Лариса Александровна — руководитель областного сетевого социально ориентированного проекта «Библиотеки для власти, общества, личности» (с 2019 года размещен как практика на «Смартеке», вошёл в число лучших практик, которые сформированы Минэкономразвития России и Агентством стратегических инициатив (АСИ) и рекомендованы к применению в других субъектах нашей страны). Директор Форума «Живые библиотеки Приангарья»; лидер проекта «Знания для жизни», руководитель Центра проектирования и управления средой знаний на базе сети библиотек Иркутской области, форума «Сильные идеи для нового времени» (АСИ, 2022, вошел в ТОП-100 и топ Иркутской области). Руководитель проекта «Средиземье. Картина мира и карта местности», руководитель Школы креативных индустрий. Член постоянного комитета секции «Краеведение в современных библиотеках» РБА; член рабочей группы по разработке «Стратегии развития библиотек Российской Федерации до 2030 года»; член Межведомственного совета по развитию библиотечного дела в РФ; член Координационного совета по культуре при Губернаторе Иркутской области; член Общественного совета при министерстве культуры Иркутской области.

Здесь собраны фрагменты из интервью, проведенного c Ларисой Александровной при подготовке методического пособия «Как работать с гениями места».

Нажимайте на вопросы, чтобы прочитать ответы!
Как провести событие (или серию событий – форумов, конференций), которые поменяют работу сети библиотек?
С 2020 года мы проводим много событий разных уровней и запустили групповую работу с инициативами жителей. Нам, библиотекарям, стало очень интересно жить. Теперь уже нормальная ситуация, когда на «живые диалоги» в библиотеке приходят мэры городов, главны районов и поселений, муниципальные служащие, члены администраций и т. д. На нашем форуме «Живые библиотеки Приангарья» нам итоговую, «верхнеуровневую» сборку сделал сам губернатор. Он выделил несколько направлений тематической работы библиотек: будут проработаны пилотные проекты и опорные площадки представлены на питчинге пилотных проектов после акселерационной сессии. Это не значит, что темы абсолютно новые: библиотека как центр развития человека, как центр гражданско-патриотического воспитания, как центр поддержки семьи, как центр развития предпринимательства, как центр развития инженерного творчества, как центр экологического просвещения. Казалось бы, что нового в гражданско-патриотическом воспитании? Но попробуйте сделать это так, чтобы было нескучно! Коллеги предложили неожиданные идеи, очень интересные, как мне кажется. В привычку вошло уже креативное мышление, пересборка, поиск адекватных партнеров и источников финансирования идей. Библиотекари уже не хотят жить как раньше. Не могут просто выдавать книжки и ждать, когда ее вернут и придут за следующей.
Зачем библиотекам меняться и как это делать?
Перемены все равно наступят. Благоприятные или нет — зависит от собственной позиции. Значит, надо попытаться получить то, что хочешь.

Наша позиция изначально была такая: если библиотекарь и библиотека будут соглашаться на маргинальную роль в распределенной сети знаний, то они утратят самоё себя. Библиотека – это про знания, библиотекарь – это человек знания. Из места выдачи книжек во временное пользование библиотека превращается в место, где человек может получить помощь в решении разных задач, получив информацию и применив ее. Посетитель библиотеки получает новое качество жизни – это про здоровье, про работу, творчество, бизнес, отношение с детьми и т. д.

Библиотеку долго воспринимали как скучное место. Мы с этим стереотипом боролись, придумывали хулиганские форматы, типа проектов «Новая роль библиотек в образовании» и «Человек читающий». В этом проекте была лекционная часть, а потом встречи групп по записи, где люди прямо учились читать. Ведь это разные типы чтения – художественная литература, деловая, по саморазвитию. Были и открытые дискуссионные форматы: например, первая дискуссия была о вреде чтения. Это были наши пробные наши, тогда же придумали шутливый формат: библиотечное ток-шоу «Ночной Шмидт» – это как «Вечерний Ургант», только про книжки и библиотеки. Его вел очень популярный преподаватель в университетской среде, политолог и светский человек – Сергей Федорович Шмидт. Мы стали приглашать ребят, которые занимаются музыкой и другим творчеством, интересных гостей, проводить фестиваль «Книгамарт». Кроме того, мы всегда проводим онлайн-трансляции, и начали еще до пандемии ковида. Например, когда все читали «Тобол» Алексея Иванова, мы «выловили» писателя, когда он где-то там в Англии путешествовал, и он прямо из английского паба к нам включался. И это был прямо такой вау-эффект, тогда ведь это было очень необычно.

Постепенно у библиотеки сложился имидж, и она заняла свое особое место в культурном пространстве Иркутска и всего региона. Наша концептуальная идея в том, что библиотека – центр жизни местного сообщества, социальный хаб. Эта идея обеспечивает постоянный приток читателей, заинтересованность в результате, в сохранении и развитии институции, которая дает так много людям.
Расскажите о новых формах работы, которые вы внедряете.
Что библиотеки может спасти от вымирания? Только если они будут востребованы. Один из способов привлекать людей – это помогать в творческой самореализации. Не просто научить петь, рисовать, читать стихи и так далее, а именно использовать те возможности, которые у современного человека есть. Если человек чего-то хочет на самом деле, то он сможет реализоваться, никуда не уезжая, и локдаун это хорошо продемонстрировал.

Мы стали внедрять социально-культурное проектирование. Мероприятия, коллегиумы, фестивали, культурно-просветительские мероприятия, акции – все это всегда было. Но вот именно социально-культурное проектирование мы с недавнего времени взяли себе как доминанту. Сейчас мы получили гранты на школу креативных индустрий, создание экспозиции по литературному наследию региона «Средиземье: картина мира и карта местности» (Фонд Потанина) и Школу арт-кураторов «Средиземье» (Президентский фонд культурных инициатив).

«Средиземье: картина мира и карта местности» - это не просто экспозиция с книжками, а социально-культурное высказывание на тему литературного наследия региона. Грант также предполагает работу с сообществами. Мы постоянно работаем с представителями культурных институций – формальных, неформальных, государственных, частных и так далее. И заметили, что часто представители творческих сообществ могут не знать друг друга даже в нашем не очень большом городе. Или, например, представители одного поколения поэтов и литераторов совершенно незнакомы с молодежным течением. То же самое касается музыкантов, художников и так далее. Почему-то очень герметичные, непересекающиеся сообщества. Одна из наших задач в этом гранте – так или иначе соединить эти сообщества. Картирование сообществ, выстраивание связей между ними, образование общей повестки, создание условий для их «переопыления», совместных проектов, мероприятий, в том числе с нами. И включение их в орбиту работы с библиотеками. И в этом гранте предполагается участие коллег из районов Иркутской области — стажировки, мастер-классы.

Примерно в то же время стартует и Школа арт-кураторов «Средиземье». Это обучающая программа, которую потом можно будет тиражировать. Это будет, скажем так, начальный уровень подготовки специалистов библиотек и других учреждений культуры, музеев, муниципальных прежде всего, как арт-кураторов. Наши коллеги научатся делать приличные художественные или литературные выставки. Причем не просто собрать ее содержательно, но и включить экономику, маркетинг — то есть в целом.

Мы хотим, чтобы качество культурного продукта, доступного людям в муниципальных образованиях Иркутской области (не только в областном центре!) было высоким. И все те компетенции, которые появятся у нас в работе с творческими сообществами, мы, как методический центр, будем «перегружать» в наши муниципальные библиотеки, включая модельные.

Поскольку модельные библиотеки уже сейчас воспринимаются как образцы, то мы рассчитываем, что они послужат примером и другим муниципальным библиотекам – районным, центральным, городским, сельским. Все-таки для библиотек небольших населенных пунктов это пока что актуально: чем меньше территория, тем меньше у людей возможности для удовлетворения самых базовых потребностей – в работе, учебе и так далее. В этом случае креативная индустрия как раз становится интересным способом обеспечить жизнь. Это может быть и бизнес, связанный с сувениркой, туризмом и так далее.

Мы были на рабочем совещании по креативным индустриям у заместителя губернатора, который курирует экономический блок креативной индустрии. В разговоре участвовали министр экономического развития промышленности и министр культуры, представители центра «Мой бизнес», представители дизайн-индустрии. Они высказали свои пожелания, чтобы был преодолен разрыв между креативными индустриями, за развитие которых отвечает Министерство культуры, и индустриями, за развитие которых отвечает Министерство экономики, то есть между креативной деятельностью и бизнесом. Они сразу сказали, что заинтересованы в том, чтобы этот ресурс был задействован именно в развитии креативной экономики региона.

Сейчас мы хотим соединить школьников, которые развивают свои творческие способности, и представителей творческих сообществ и бизнеса, которые будут готовы выступить заказчиками этого культурного продукта. В такой сложной схеме мы находим для себя особенный азарт. Просто освоить федеральные и областные деньги и создать несколько кружков детского художественного творчества – это нам не очень интересно, на самом деле.
Как распространять компетенции по сети сотрудников областных библиотек? Как развивать компетенции сотрудников?
Настаиваю на том, что никого ничему нельзя научить – можно только научиться. Пока нет нужды овладеть компетенцией – этого и не произойдет. А еще бывает так, что компетенция более высокого этажа кажется заманчивой, но при этом ты не умеешь базовых вещей. Например, если в библиотеке не решены вопросы стратегического планирования, целеполагания, мотивации, морального и материального стимулирования у сотрудников, то хоть «закорми» работой с образом будущего. С другой стороны, мы своим коллегам все время ставим очень серьезную задачку, и они сначала оказываются в состоянии дискомфорта, но потом преодолевают. У нас в библиотечном сообществе накоплены компетенции координаторов крупных мероприятий, кураторов сообществ, модераторов и сборщиков секций.
Как библиотеке выстроить работу с партнерами?
Первыми из необычных для библиотек партнеров были НКО, гражданские активисты, общественные организации, когда у нас в 2019 году стартовал проект, который называется «Библиотеки для власти, общества, личности».

Этот проект мы придумали сами по формуле «библиотека + некоммерческая организация = социально-культурное проектирование». Мы выбрали девять направлений, по которым стали реализовывать проекты, но не сами, а с библиотеками области. Партнеры были разные. Первое время сильно удивлялись, допустим, в нашем Министерстве экономики, когда мы к ним пришли с проектом «Госуслуги – это просто» и сказали: давайте мы будем на базе библиотек делать консультационные центры по работе с порталом «Госуслуги»? Они спрашивают: «А вам-то это зачем?» Мы говорим: «В библиотеку люди будут приходить!» Мы им экономим как минимум одну поездку в райцентр, потому что можно подать заявку на государственные и муниципальные услуги, воспользовавшись порталом. А ведь мы все равно консультируем людей. И тогда библиотеки включили в постановление, в соответствии с которым был выделен бесплатный защищенный канал связи, через VPN.

Когда людям библиотеки стали нужны, они стали ходить в мэрию и говорить: там интернет плохой, включите нормальный интернет. В отдаленных территориях, где десятилетиями коллеги не могли добиться стабильной оплаты интернета, им поставили компьютеры и включили нормальный интернет. Даже сотрудники администрации стали приходить и пользоваться услугами. Потом эффект рос-рос – и о библиотеках заговорили как партнерах мощных, грамотных, способных гибко сотрудничать.

Когда накапливается опыт, тогда появляется и доверие, привычка разговаривать с точки зрения партнерства.


Surf Coffee
— федеральная сеть кофеен
Методическое пособие по развитию проектов в сфере креативных индустрий «Как работать с гениями места» создано в 2022 году объединенной командой Высшей школы экономики, Российской государственной библиотеки и Фонда городских инициатив. Пособие используется в качестве обучающего материала проекта «Гений места», а также распространяется открыто для использования профессионалами сферы креативных индустрий.