Что библиотеки может спасти от вымирания? Только если они будут востребованы. Один из способов привлекать людей – это помогать в творческой самореализации. Не просто научить петь, рисовать, читать стихи и так далее, а именно использовать те возможности, которые у современного человека есть. Если человек чего-то хочет на самом деле, то он сможет реализоваться, никуда не уезжая, и локдаун это хорошо продемонстрировал.
Мы стали внедрять социально-культурное проектирование. Мероприятия, коллегиумы, фестивали, культурно-просветительские мероприятия, акции – все это всегда было. Но вот именно социально-культурное проектирование мы с недавнего времени взяли себе как доминанту. Сейчас мы получили гранты на школу креативных индустрий, создание экспозиции по литературному наследию региона «Средиземье: картина мира и карта местности» (Фонд Потанина) и Школу арт-кураторов «Средиземье» (Президентский фонд культурных инициатив).
«Средиземье: картина мира и карта местности» - это не просто экспозиция с книжками, а социально-культурное высказывание на тему литературного наследия региона. Грант также предполагает работу с сообществами. Мы постоянно работаем с представителями культурных институций – формальных, неформальных, государственных, частных и так далее. И заметили, что часто представители творческих сообществ могут не знать друг друга даже в нашем не очень большом городе. Или, например, представители одного поколения поэтов и литераторов совершенно незнакомы с молодежным течением. То же самое касается музыкантов, художников и так далее. Почему-то очень герметичные, непересекающиеся сообщества. Одна из наших задач в этом гранте – так или иначе соединить эти сообщества. Картирование сообществ, выстраивание связей между ними, образование общей повестки, создание условий для их «переопыления», совместных проектов, мероприятий, в том числе с нами. И включение их в орбиту работы с библиотеками. И в этом гранте предполагается участие коллег из районов Иркутской области — стажировки, мастер-классы.
Примерно в то же время стартует и Школа арт-кураторов «Средиземье». Это обучающая программа, которую потом можно будет тиражировать. Это будет, скажем так, начальный уровень подготовки специалистов библиотек и других учреждений культуры, музеев, муниципальных прежде всего, как арт-кураторов. Наши коллеги научатся делать приличные художественные или литературные выставки. Причем не просто собрать ее содержательно, но и включить экономику, маркетинг — то есть в целом.
Мы хотим, чтобы качество культурного продукта, доступного людям в муниципальных образованиях Иркутской области (не только в областном центре!) было высоким. И все те компетенции, которые появятся у нас в работе с творческими сообществами, мы, как методический центр, будем «перегружать» в наши муниципальные библиотеки, включая модельные.
Поскольку модельные библиотеки уже сейчас воспринимаются как образцы, то мы рассчитываем, что они послужат примером и другим муниципальным библиотекам – районным, центральным, городским, сельским. Все-таки для библиотек небольших населенных пунктов это пока что актуально: чем меньше территория, тем меньше у людей возможности для удовлетворения самых базовых потребностей – в работе, учебе и так далее. В этом случае креативная индустрия как раз становится интересным способом обеспечить жизнь. Это может быть и бизнес, связанный с сувениркой, туризмом и так далее.
Мы были на рабочем совещании по креативным индустриям у заместителя губернатора, который курирует экономический блок креативной индустрии. В разговоре участвовали министр экономического развития промышленности и министр культуры, представители центра «Мой бизнес», представители дизайн-индустрии. Они высказали свои пожелания, чтобы был преодолен разрыв между креативными индустриями, за развитие которых отвечает Министерство культуры, и индустриями, за развитие которых отвечает Министерство экономики, то есть между креативной деятельностью и бизнесом. Они сразу сказали, что заинтересованы в том, чтобы этот ресурс был задействован именно в развитии креативной экономики региона.
Сейчас мы хотим соединить школьников, которые развивают свои творческие способности, и представителей творческих сообществ и бизнеса, которые будут готовы выступить заказчиками этого культурного продукта. В такой сложной схеме мы находим для себя особенный азарт. Просто освоить федеральные и областные деньги и создать несколько кружков детского художественного творчества – это нам не очень интересно, на самом деле.