Центр современной культуры «Смена» — независимая институция, начавшая работу в Казани в 2013 году. В течение семи лет команда Центра формирует обширную программу, состоящую из образовательных, научно-популярных, просветительских и культурных событий — выставок современного искусства, показов документального и художественного кино, встреч с авторами, гуманитарные лекции, дискуссий на актуальные темы. «Смена» также инициирует исследования городского пространства и краеведческих сюжетов — позже они издаются в виде книг или становятся основой для выставок в галерее Центра.

Кроме того, «Смена» — это единственный в городе книжный магазин независимой литературы. Здесь продаются новинки независимых и нишевых издательств, книги главных интеллектуальных издательств по искусству, детская иллюстрированная литература и многое другое.

Здесь собраны фрагменты из интервью, проведенного при подготовке методического пособия «Как работать с гениями места».

Нажимайте на вопросы, чтобы прочитать ответы!
Как появился центр «Смена»? Что мотивировало вас начать этот проект?
С первых дней существования «Смены» мы не относились снобски к нашему городу. Как часто бывает; люди открывают книжный магазин или институцию современной культуры и считают, что в силу того, что они книжки или лектора в город привезли, то весь город им обязан теперь прийти и купить. В общем, считают, что просвещение – вертикализированная структура, и они почему-то в этой структуре вдруг оказываются на высоте, начинают просвещать, относятся к своему городу, как к пустыне, и жалуются: «Читателей мало, книжки покупают плохо, на лекции приходит мало людей».

Несмотря на то, что за «Сменой» закреплен снобский образ, мы все время старались взаимодействовать с городом. Одно из существенных направлений работы все 9 лет – раскапывание культурных краеведческих сюжетов. Мы довольно интенсивно с городом взаимодействуем. Все наши краеведческие программы появляются неспроста, а потому что мы живем в городах нерассказанных историй и в упрощенных городских нарративах. Казань за последние десять лет стала туристическим городом, и, конечно, локальная сложность утрамбовывается до «шорт стори», анекдотических рассказов.

Наша задача – сделать мир сложнее, чтобы в нем интереснее было жить, чтобы нашим гостям было интереснее.
В 2013 году, когда Смена только открылась, какой вы видели целевую аудиторию и с помощью каких механизмов ее привлекали?
У нас была аудитория студентов, людей, связанных с творческим бизнесом, и мы для них много всего делали: дизайнерские школы, музыкальные конференции, концерты и прочее. В целом, на концептуальном уровне, нашей задачей было не «удовлетворять» городской спрос, а завалить город возможностями. Даже отдавая себе отчет, что мы организуем выставку, которая нужна 15 людям, мы все равно на это шли, чтобы усложнить и обогатить пространство. Сегодня это 15 человек, а завтра – 15 тысяч человек. Мы отдавали себе отчет и шли на риски, желая органически развиваться с аудиторией. И ее развивать, и себя развивать, а не зацикливаться на успешных моделях, которые мы изобретали. Как только что-либо становилось успешным, мы старались добавить побольше экспериментального.

Мы романтически, волонтерски, альтруистически относились ко всему, когда открывались. Ни на что особо не рассчитывали: понимали, что денег нет, но были готовы работать с надеждой на то, что они появятся. «Смена» по-прежнему – независимая институция, без постоянного частного и государственного партнерства.

У всех собравшихся был драйв, всех объединяли общие интересы. Кому-то интересно заниматься книгами, кому-то – музыкальная часть, кому-то – научно-популярная среда. Это и составило портрет «Смены». Он не был придуман с точки того, чего городу не хватает, это не было попыткой ответить на заданный спрос. Люди, которые были с нами первые три-четыре года, формировали программу и всю деятельность «Смены» из своего личного интереса.
Как вы вплетаете работу с городом в образовательные программы (школы, стажировки)?
Нам захотелось под разными углами посмотреть на город, и у нас возникла последовательность мероприятий. Организовали резиденцию художников-комиксистов, которые занимаются документальными графическими репортажами. Привезли их из Швейцарии, Финляндии, Швеции, российских городов на резиденцию в Казань. Их задачей было нарисовать графический репортаж о Казани по результатам поездки, т. е. прожить три недели в городе и посвятить ему маленький комикс. Это были мастеровитые, известные художники: сложно не организовать вокруг них еще и профессиональную программу мастер-классов, воркшопов и прочего. Из этого родилась трехнедельная школа.

То же самое — школа плакатного дизайна, на которую приехали швейцарские, польские, российские дизайнеры. Мы считали, что, как и в резиденции художников-комиксистов, одна из задач для участников школы плакатного дизайна — сделать плакаты к существующим в Казани, но богом забытым домам-музеям, которые не случайно возникли в городе. В другом случае плакатистам была поставлена выбрать культурный сюжет и нарисовать для него плакат под названием «Музей, которого нет». Куча сюжетов! Все эти программы — профессиональные, но в то же время они собираются, в большинстве своем, из наших отношений с регионом. Мы не просто так «прокачиваем» музыкантов или иллюстраторов, привозя им со всего света преподавателей, а [мы делаем эти программы] для того, чтобы они посмотрели иначе на свой город.
С какими сложностями сталкивается «Смена»? Как вы с ними справляетесь?
Самая главная сложность – финансовая турбулентность. Денег как не было, так и нет, и становится все меньше и меньше, а необходимо платить аренду и прочее. Ищем деньги, получаем гранты, сдаем пространство под нетипичные для культурного пространства мероприятия, дни рождения и пр. Организуем фестивали, консультируем библиотеки в разных городах и в Казани по программам и подбору книг.

Запускаем самые разные сервисы, основанные на институциональной экспертизе, которые можно приобрести и открыть в своем городе, а мы поможем это сделать.

Нужна вам библиотека — мы можем построить ее и запрограммировать. Не хотите модульную, модельную библиотеку, а хотите креативную, обращайтесь к «Смене», она вам помимо того, что мебель продумает и новый дизайн, сделает еще и самую главную часть библиотеки, а именно – подберет ассортимент.
Как развиваете свою работу с помощью грантовых проектов?
Есть инфраструктура «Смены» как центра со стенами, потолком, электричеством, колонками, сотрудниками, пиарщиками, кураторами и пр.. С другой стороны, находится бюджет, в большинстве случаев грантовый, что становится центром тяжести для того, чтобы дальше толкать проекты.

К этой форме «приклеиваются» еще как минимум два бюджета: один — швейцарского совета по культуре Pro Helvetia, и мы привозим на их деньги двух дизайнеров из Швейцарии. Второй – польского культурного центра, на чьи деньги мы привозим еще двух дизайнеров из Польши. Могут «приклеиться» деньги Гете-института, любого иностранного фонда, который работает с популяризацией культуры и современности своих стран. Бывают еще финальные партнеры, например, факультет дизайна Высшей школы экономики или кто угодно, с которыми мы вместе набираем студентов. Участники школы — со всей страны, но каждый раз, при любой школе, которую мы организуем, есть квота на участие людей из Казани. Студентам выдается тревел-грант — по-разному во всех школах: где-то оплачивается только проживание и питание, где-то выдается фиксированная сумма на проезд. Мы всегда вкладываемся в людей, которые приезжают, не зарабатываем на них — это некоммерческая часть нашей работы, мы на них только тратим деньги. Так организованы и школа плакатного дизайна, и резиденция художников-комиксистов, и школа документальной анимации, и школа документального кино, и т.д.



Как стать партнером крупной институции? Нет никакого рецепта, это как познакомиться с девушкой на улице. Как мне запартнериться с музеем «Гараж» или с Пушкинским? Скорее всего, неведомым образом, случайным или неслучайным, предложить им что-то, что им интересно.
Как библиотеки могут развивать свои культурные проекты?
«Рядом есть культурный центр, они уже выставки проводят — зачем же нам проводить?»

Библиотека — это междисциплинарный культурный центр. Это то место, в котором заинтересованы и музыканты, и кинематографисты, и модельеры, и дизайнеры, и все-все-все. Просто необходимо правильным образом «открыть для них интерфейс»: не просто сказать им — друзья, да вот у нас же есть зал, приходите, проводите события. Наличие зала в библиотеке – это точно не формула успеха. Для того, чтобы к вам стали приходить не люди, а городские профессионалы, представители разных индустрий, необходимо разворачиваться к ним и предлагать форматы взаимодействия.

Наши фестивали во многом это и развивают: показывают библиотекам и городу, как они могут соединяться даже в те дни, большую часть года, когда книжного фестиваля в городе нет.
Surf Coffee
— федеральная сеть кофеен
Центр современной культуры «Смена», Казань
Методическое пособие по развитию проектов в сфере креативных индустрий «Как работать с гениями места» создано в 2022 году объединенной командой Высшей школы экономики, Российской государственной библиотеки и Фонда городских инициатив. Пособие используется в качестве обучающего материала проекта «Гений места», а также распространяется открыто для использования профессионалами сферы креативных индустрий.