Какую мы поддержку давали: прежде всего, это ноль рублей арендная стоимость – они платят процент с выручки. Понятно, что мы какими-то ресурсами помогаем: вот тебе помещение, Даша сама это помещение красит, краску ей даем. Или какие-то доски. Где-то можно просто волонтеров позвать – почистить какую-то территорию, где они дальше будут развиваться. (Завод руинирован, в первый год работы проекта большая часть территории была завалена строительным и производственным мусором – прим.ред.). Кстати, важный момент: низкий порог входа. Конечно же, никаких разрешений от разных служб мы не требовали. Ну представь, какую-то точку открыть в Екатеринбурге, что для этого нужно: во-первых, снять на три месяца вперед помещение, потом еще его ремонтировать. А тут все «из фанеры и палок»: покрасили, где-то подчистили, и все – запустились.
Первый год, он такой был сложный, с точки зрения именно креативных предпринимателей. Потом мы запустились (имеется в виду первый сезон проекта «Лето на заводе» – летняя событийная программа на территории старинного завода – прим.ред.), начались мастер-классы. Предприниматели как мухи на мед слетаются: для них ярмарка – это и есть работа. Они мониторят, где места скопления людей на территории бывают, и пишут: «А можно приехать тогда-то тогда-то?»
Первый раз, когда открыли завод для посещения, приехало очень много людей. Там мы собрали привлекательную программу, и это действительно какой-то фурор произвело. Было много людей, это повлияло на то, что предприниматели поверили и стали сами приходить.
Появился входящий поток, и мы начали его фильтровать. Началась работа по продюсированию пришедших предпринимателей. Мы объявляем опен-колл, нам пишут: «Я такой-то сякой-то, делаю вот это, могу у вас быть». Мы смотрим, чем он занимается, укладывается ли это в нашу концепцию, и помогаем ему у нас «развернуться».
У нас есть история про охранника завода, который увидел успех Антохи и Даши, пришел к нам и сказал: «Ребята, доверьтесь мне, я хочу открыть кафе-мороженое на заводе». Тут включается продюсирование, потому что Серега – он изначально не креативный предприниматель. Но он очень любит дело, которым занимается. Мы ему помогаем как-то добавлять, разбавлять необычным то, что он делает. Начиная с «а вот смотрите – я холодильник выбрал вот такой» – а это не то, чего нам хотелось бы: «Давай искать другой». Это дизайн, оформление, потом содержание: что он там будет предлагать у себя. И какие-то советы, какой банк лучше выбрать.
Вообще, что креативным предпринимателям надо? Ты создаешь определенный бренд, и в принципе все знают, что если ты хочешь с каким-то творчеством и креативом работать, ты можешь вот сюда обратиться. Нам много пишет обычных ребят: «А я вот это умею делать». Почему они обращаются? Мне кажется, что мы во многих интервью и статьях всегда стараемся повторять тезис о том, что это у нас низкий порог входа, что можно пробовать и здесь такая «безопасная песочница»: можно попробовать что-то поделать. Ну да, действительно, ты можешь прогореть – получить меньше. Но твои потери будут очень несущественны.
Короче, ошибиться – можно. Никто тебя не засмеет, никто не будет ругаться на тебя, и ты сам сильно много не потеряешь, полученный опыт будет уникальным, обрастаешь связями и новыми знаниями.