Агентство развития Сысерти возникло в 2018 году и представляет уникальный пример, когда институцию развития территории учреждают городские активисты, а не государство или коммерческая структура. Через диалог сообществ, объединение ресурсов и инициатив, комплексную ревитализацию Агентство создает новые возможности для территории, ее жителей, пространств и бизнеса. Агентство реализует проекты, направленные на стимулирование деловой и социальной активности на территории присутствия, а также вовлекает местное сообщество в активную заботу о месте и запуск проектов в сфере креативного бизнеса.

Здесь собраны фрагменты из интервью, проведенного при подготовке методического пособия «Как работать с гениями места».

Нажимайте на вопросы, чтобы прочитать ответы!
Зачем развивать креативные пространства и проекты на территории?
Мы топим за то, чтобы креатив развивался, чтобы больше людей верило в то, что они делают. Когда мы начинали, у нас родился девиз: «Креатив – новое железо». В чем смысл? Когда-то уральские заводы производили лучший экспортный товар России своего времени. Как нефть сейчас, например. Они производили железо. И это железо – оно было востребовано по всему миру. Ходят легенды, что крыша английского парламента из уральского железа сделана, что Эйфелева башня из уральского железа сделана, что каркас статуи Свободы из уральского железа сделан. И это железо было востребовано по всему миру. И вот были те заводы, которых практически не осталось, а наш завод может стать площадкой по взаимному опылению креативных предпринимателей. Здесь могут родиться проекты, которые так же, как и железо, будут востребованы по всему миру.

Мы верим, что при креативном подходе к забытым заводам они снова могут стать драйверами развития территории. И мы видим от этого позитивный эффект.

Второй момент – эти заводы и были драйверами социально-экономического развития территории. Вся экономика на них держалась, и все жители так или иначе отношение к заводу имели. Свадьбы проходили на заводе, крестный ход, поминки.
Какие эффекты своей работы вы уже видите?
Стоимость «акций территории» начала повышаться. Смело можно сказать, что Сысерть стала одной из точек притяжения Свердловской области и в целом Урала. Мы в какой-то момент даже выскочили на федеральный уровень. То есть эксперты, которые занимаются пространственным развитием – для них Сысерть никогда не существовала, а теперь в их сознании Сысерть есть на карте – под Екатеринбургом.

Появились индивидуальные предприниматели, ремесленники. Они начинают верить в свои силы, развиваться. Возникают коллаборации, и не только между предпринимателями. Например, мы проводим мероприятие – к нам приезжают Архитекторы.РФ посмотреть, как можно с пространством работать (это программа профессионального развития для молодых архитекторов – прим. ред.). Один из архитекторов просто гуляет, зашел к Даше в кофейню. Они разговорились, и у них возник проект – создать дизайн новой кофейни. И чувак из Питера делает Даше кофейню. А он вообще родом из Эквадора – это первый эквадорец в Сысерти за всю историю ее существования! Появляются экономические агенты, появляются новые рабочие места (например, до этого в Сысерти была одна кофейня – «Птица»).

Даша не хотела в Сысерти оставаться. Она закончила кругосветку, приехала в Сысерть за вещами: «Какая мне ваша Сысерть? Поеду вообще в Москву!» Но тут началась пандемия. Даша осталась и втянулась в это дело. Она пересмотрела свое отношение к малым городам, и у нее теперь уже в Арамили кофейня открылась. Она потихонечку растет: у нее теперь бизнес-план — взять своими кофейнями в окружение Екатеринбург по малым городам.
Как работать с креативными предпринимателями и привлекать их в креативное пространство?
Поскольку мы находимся на удалении от Екатеринбурга, нам приходилось искать чуваков, которые поверят в нашу идею и по какой-то причине начнут какое-то дело. Когда ты только начинаешь, ты, конечно же, просто ищешь таких: возможно, это будет кто-то из вашей команды, а возможно, кто-то известный в городе. Где мы их ищем? На стадии запуска первое, что мы сделали, — начали рассказывать о себе, сделали определенное имя, стали чуть-чуть заметны. Чуть-чуть. И где-то писали, что ищем предпринимателей. Но опен-колл, скажем так, плохо работал. Это все больше точечная работа. Когда ты просто говоришь тому, кого знаешь: «О, Даша, привет! Ты когда-то официанткой работала, а ты не хочешь кофейню на Заводе открыть?» Даша подумала и говорит: «А в принципе, почему бы и нет? Хочу!»

Если ты представляешь Сысерть, ее социальный состав – то это плато. Там сразу видно людей, которые чуть больше, чем обычные. Они организаторы, они массовики-затейники.

Как человек, который работает с творческими людьми, инициативами, институциями ты понимаешь, что твое окружение релевантное. Да, кто-то отказывался. А кто-то сам приехал. Например, Антоха написал нам в соцсети: «Купите у меня пицце-печь, вам наверное нужно будет на заводе», – мы говорим: «Так у нас концепция немного другая. Если ты сам приедешь, не побоишься…» И он не испугался, Антоха, приехал, поставил печь, запустился. Ну и там тоже подход такой: пицца из печи, в Сысерти…

И в целом у нас там на первый год предпринимателей-то было очень мало, таких, которые запустились на Заводе. Ну вот, Даша и Антоха … Сыроварня еще была. Условно понимая, что нам нужна экономика, мы позвали еще ребят, которые придут на трафик.
Как вы поддерживаете креативных предпринимателей на старте?
Какую мы поддержку давали: прежде всего, это ноль рублей арендная стоимость – они платят процент с выручки. Понятно, что мы какими-то ресурсами помогаем: вот тебе помещение, Даша сама это помещение красит, краску ей даем. Или какие-то доски. Где-то можно просто волонтеров позвать – почистить какую-то территорию, где они дальше будут развиваться. (Завод руинирован, в первый год работы проекта большая часть территории была завалена строительным и производственным мусором – прим.ред.). Кстати, важный момент: низкий порог входа. Конечно же, никаких разрешений от разных служб мы не требовали. Ну представь, какую-то точку открыть в Екатеринбурге, что для этого нужно: во-первых, снять на три месяца вперед помещение, потом еще его ремонтировать. А тут все «из фанеры и палок»: покрасили, где-то подчистили, и все – запустились.

Первый год, он такой был сложный, с точки зрения именно креативных предпринимателей. Потом мы запустились (имеется в виду первый сезон проекта «Лето на заводе» – летняя событийная программа на территории старинного завода – прим.ред.), начались мастер-классы. Предприниматели как мухи на мед слетаются: для них ярмарка – это и есть работа. Они мониторят, где места скопления людей на территории бывают, и пишут: «А можно приехать тогда-то тогда-то?»

Первый раз, когда открыли завод для посещения, приехало очень много людей. Там мы собрали привлекательную программу, и это действительно какой-то фурор произвело. Было много людей, это повлияло на то, что предприниматели поверили и стали сами приходить.

Появился входящий поток, и мы начали его фильтровать. Началась работа по продюсированию пришедших предпринимателей. Мы объявляем опен-колл, нам пишут: «Я такой-то сякой-то, делаю вот это, могу у вас быть». Мы смотрим, чем он занимается, укладывается ли это в нашу концепцию, и помогаем ему у нас «развернуться».

У нас есть история про охранника завода, который увидел успех Антохи и Даши, пришел к нам и сказал: «Ребята, доверьтесь мне, я хочу открыть кафе-мороженое на заводе». Тут включается продюсирование, потому что Серега – он изначально не креативный предприниматель. Но он очень любит дело, которым занимается. Мы ему помогаем как-то добавлять, разбавлять необычным то, что он делает. Начиная с «а вот смотрите – я холодильник выбрал вот такой» – а это не то, чего нам хотелось бы: «Давай искать другой». Это дизайн, оформление, потом содержание: что он там будет предлагать у себя. И какие-то советы, какой банк лучше выбрать.

Вообще, что креативным предпринимателям надо? Ты создаешь определенный бренд, и в принципе все знают, что если ты хочешь с каким-то творчеством и креативом работать, ты можешь вот сюда обратиться. Нам много пишет обычных ребят: «А я вот это умею делать». Почему они обращаются? Мне кажется, что мы во многих интервью и статьях всегда стараемся повторять тезис о том, что это у нас низкий порог входа, что можно пробовать и здесь такая «безопасная песочница»: можно попробовать что-то поделать. Ну да, действительно, ты можешь прогореть – получить меньше. Но твои потери будут очень несущественны.

Короче, ошибиться – можно. Никто тебя не засмеет, никто не будет ругаться на тебя, и ты сам сильно много не потеряешь, полученный опыт будет уникальным, обрастаешь связями и новыми знаниями.
Как помогать развиваться предпринимателям?
Мы сами говорим: «А слушайте, вы вот это делаете… А почему бы вам вот это еще не поделать?» Или мы приходим к «Фарфору Сысерти»: «А слушайте, почему бы вам мастер-класс не проводить у нас на территории? У вас узнаваемость повысится, ну и какие-то деньги будете еще зарабатывать». Они и так делают этот мастер-класс, но у себя на заводе. Но ведь до фарфорового завода в Сысерти доезжает сильно меньше людей, чем до нашего.
Какие навыки, способности нужны для такой работы? И как их развивать?
Навыки продюсирования: помогать, направлять, объединять разных людей и получать определенный результат.

Ты сам должен быть творческой личностью на самом деле, понимать, как это работает. Очень сильно должна быть развита эмпатия. Потому что творческие предприниматели — творческие души, ранимые в большинстве своем, но всегда можно создать среду для их понимания. Очень высокие коммуникативные навыки у команды должны быть — чтобы формировать комьюнити вокруг вашего места, вокруг того, что вы делаете. Чтобы вовлекать предпринимателей, вовлекать людей, которые этим предпринимателям могут помочь. Широкая сеть контактов. Должно быть чувство прекрасного неплохо развито.

Приходилось ли сознательно развивать такие навыки?
На моменте запуска приходилось со всеми общаться еще шире. Достаточно профессиональная команда была, но тем не менее нужно было еще что-то включать.
Как помочь развить команде навык коммуникаций?
Человека-коммуникатора найти. Есть такие люди, что на них смотришь — а их все знают. Такого человека нужно добавить в команду.

Учить, как вообще коммуницировать. Объяснять: что такое обратная связь, как ее давать. В целом создать доверительные отношения в команде и вместе проводить нерабочее время иногда: просто в рестораны или в походы ходить. Если у людей барьеры общения, то сделать из команды компанию друзей, я бы так назвал. И не искать виноватых, а искать пути решения.
Как вы привлекаете новых людей в команду?
Осознанно людей в команду мы тоже искали. Пишем: «Друзья, приходите…» Еще после первого года работы мы зимой запустили стажерскую программу. Кто хочет – приходите, будем что-то делать, а наиболее отличившиеся попадут в команду «Лета на Заводе». Было много стажеров, человек 20, наверное, которые в течение месяца или двух выполняли задания, встречались, ходили, что-то делали. Из них у нас осталось человека четыре в команде.

Изначально в стажировке мы выделяли направления, и стажеры выбирали: «Я хочу на направление "ивент"» – «Я хочу на направление "фандрайзинг"», – и так далее. Но в итоге все равно все перемешалось: пришли на одно направление, но потом «прижились» на другой функции. Но я считаю, что это не суть важно, просто надо было какую-то смысловую штуку ввести в этом стажерстве.

Вели эти направления стажировок мы сами: ивент, фандрайзинг, продвижение, общее управление. У каждого направления – свой руководитель. Это было зимой, когда не так много задач, но это было все равно ресурсозатратно: не с точки зрения денег, а с точки зрения сил команды. Нужно было готовить задания, как-то каждого понятным образом оценивать. Это достаточно сложная задача на самом деле.

А в этом году мы не стажерскую программу запускали, а давали объявления: «Вот, есть такие вакансии, приходите», — и тоже работали с теми людьми, кто приходил, их собеседовали. Вот, например, Катя, к нам пришла на ивент-направление. Но мы посмотрели, что она «маленькая», без опыта работа, и мы не готовы прямо сейчас брать ее на это направление. Мы предложили ей постажироваться, Катя постажировалась — и теперь она незаменимый член команды.
Что вы делаете для роста людей, которые уже внутри команды?
Мы даем им ответственность. Самое главное — у нас нет жесткой структуры. Ты хочешь заниматься вот этим? Хорошо, бери, делай, вся ответственность на тебе. Ну, бывает, что не справляются. Но ошибаться – нормально, ненормально ошибки не исправлять. В целом, кто хочет заниматься чем-то еще или другим — находим какие-то варианты.
Сообщество вокруг проекта: когда начали им заниматься, и что делали?
Конечно, занимаемся: сообщество — это вообще-то наша главная ценность. Когда начали? С первых дней запуска завода. Даже не запуска как площадки, а еще как идеи, потому что мы вовлекали разных активистов на территории, общались с жителями, привлекали волонтеров, когда делали субботники. Поэтому мы работали с ними с самого-самого начала. Начиная с вопроса: «Что бы вы хотели здесь делать?» — и заканчивая: «А приходите это делать».

На мой взгляд самые эффективные штуки для формирования комьюнити – это, первое, ценности, которые людей объединяют. Ну то есть просто так на субботник людей позвать нельзя. Какие ценности объединяют ваше сообщество? Это этот завод, желание «перезапустить» территорию, активировать ее. Некоторая свобода внутри команды, свобода самовыражения — здесь творчества много, много музыки. Взаимоуважение: любое мнение — оно приветствуется. Отсутствие определенного предосуждения: ты можешь прийти с дредами, как хочешь, и никто тебе ничего не скажет. И второе – ты можешь подойти и сказать: «А я хочу вот это поделать» — и в целом никто тебе не откажет. «На, поделай». Слово «свобода» можно заменить на слово «открытость». Мы очень открыты, нам можно легко дозвониться, дописаться, с нами легко встретиться.
Surf Coffee
— федеральная сеть кофеен
Сайт Агентства развития Сысерти и группа проекта «Лето на заводе»
Методическое пособие по развитию проектов в сфере креативных индустрий «Как работать с гениями места» создано в 2022 году объединенной командой Высшей школы экономики, Российской государственной библиотеки и Фонда городских инициатив. Пособие используется в качестве обучающего материала проекта «Гений места», а также распространяется открыто для использования профессионалами сферы креативных индустрий.