• Кирилл Валов
    руководитель дирекции социальных инноваций и креативных индустрий Фонда креативных технологий Ульяновской области, директор АНО «Кластер творческих индустрий»
Фонд креативных технологий «Ульяновск — культурная столица» с 2012 года реализует проекты в сфере культуры, поддерживает творческих предпринимателей, организует проектные и образовательные семинары, стимулирует развитие сообществ креативных индустрий, проводит грантовые конкурсы. С 2018 развивает сеть «третьих мест» — центров концентрации творческих проектов и предпринимателей в малых территориях области.

Здесь собраны ответы на некоторые вопросы из интервью c Кириллом Валовым, проведенного при подготовке пособия «Как работать с гениями места». Нажимайте на вопросы, чтобы увидеть ответы!
Зачем нужны площадки развития креативных индустрий в малых городах или селах?
Нужна точка притяжения для креативных ремесленников, если они присутствуют на территории. Через нее можно начинать работать с креативными бизнесами, представителями разных «сословий».

Во-первых, это приостанавливает отток молодежи с территории или стимулирует молодых людей возвращаться после учебы в университете. Они вернутся, понимая, что там комфортно жить, потому что есть сервисы, которые территория смогла развить для активной молодежи.
Что должно быть в библиотеке, чтобы она стала точкой притяжения для креативных людей?
Она должна быть общедоступной. На словах библиотека доступна, даже создаются модельные библиотеки. Но там даже, грубо говоря, пыль стереть на своем мероприятии сотрудники не разрешают. Когда инфраструктура улучшена, библиотека идеально подходит под формат креативного пространства. Но эта же инфраструктура еще больше закрывает доступ к библиотеке, потому что все начинают бояться ее сломать или испачкать. Это проблема. Библиотека ни одному из требований открытости и доступности не отвечает, и это системная история.
Как открыть такую площадку с участием самих креативных деятелей, организаторов событий?
Первое – пригласить в инициативную группу ребят, которые в будущем будут пользоваться библиотекой, то есть приходить и проводить свои проекты. Они поймут, что в это пространство есть доступ, смогут творчески и свободно мыслить, что-то создавать, придумывать, организовывать.

Второе – вместе создать и запустить новые формы работы (события, программы). В проекте «Третье место» это позволило увеличить на 20% посещаемость районных домов культуры (РДК).

Важно не то, что интересно библиотеке, или РДК, или администрации, а то, что интересно молодежи. Они ничего делать не будут, если им скажут: «Придите и сделайте нам фестиваль». Но они должны понять, что это их точка сбора. И она сама по себе запускает определенные процессы, в том числе генерирует интересные проекты.
Сколько ответственности надо отдать, приглашая на свою площадку новую аудиторию в роли организаторов?
Была ситуация, когда в одном из «третьих мест» часто менялось руководство. По итогам системной работы, они наконец поняли, что не нужно здесь хоронить себя как руководителя креативного пространства, совмещая еще с какой-то деятельностью. Нужно привлечь самых активных людей, объединить их вокруг себя, дать свободу творчества и свободу доступа в пространство. Креативное пространство работает по другому графику (даже если находится в государственном учреждении). Собралось коммьюнити ремесленников, писателей, музыкантов – всех, кто есть на территории. Они сами генерят 90% контента своего креативного пространства, и это самое живое пространство, с самыми хорошими событиями и самым хорошим трафиком по новым целевым аудиториям.

Изменить ситуацию смог иной подход: открыть доступ талантливым, интересным лидерам. Это может быть коммьюнити из 10-15 человек, но очень активных. Их проекты стали и финансовую поддержку получать. Я считаю, что это очень успешный кейс.

Таким образом, на первых этапах надо максимально показать свободу доступа. Это зависит от руководителя креативного пространства: ребята должны чувствовать, что он дает свободу, а они, соответственно, его не подводят. Может быть, с ними вместе разработать график посещения, когда они туда приходят и чем занимаются.

Как найти новых пользователей? Через отделы по работе с молодежью, по спорту, образованию, культуры. Активных из школы – через заместителя по воспитательной работе.

Как их вовлечь? Сказать: «Ребята, если вы хотите, чтобы эта точка работала для вас, давайте сами себе придумайте мероприятия. Если что-то нужно совместно с нами докрутить – зовите нас или других нужных людей».
— одна из культурных площадок, которые запускает фонд в малых городах и поселках области в рамках одноименного проекта.
«Третье место»
Как вы организовали исследование ремесел Ульяновской области? И что стало его результатом?
Цель исследования — «перепись» ремесленников. Какие ремесленники есть, чем они занимаются, сколько их, на каких территориях? Есть ли уникальные мастера, которым можно присвоить статус «народный художественный промысел» (НХП). Для ремесленника это переход от самодеятельности к серьезному бизнесу, который приносит доход, в том числе и территории. Подтолкнуть создание профессионального сообщества. Сохранить историю, передать технологии ремесел. Повысить уровень жизни на селе.

Мы исследовали все населенные пункты области, от мала до велика. Связались с местными муниципальными учреждениями, администрациями, спрашивали, кто и чем занимается. Дополнительно искали через соцсети и на авито (кто и что производит и продает).

Мы их приглашали на встречи, a они отвечали: «Нам неинтересно, мы хотим для своих близких этим заниматься, дарить им свои изделия». Но были и те, кто отвечал иначе: «А мне интересно было бы на новый уровень выйти». Есть «самодельщики» для себя, а есть те, кто хочет на этом зарабатывать. Мы работаем со второй категорией, это всего 20-25%.

В результате мы выявили 27 видов ремесел, 1022 ремесленника, среди них 6 кандидатов на НХП. Мы их выявили, предложили сервисы по получению социального контракта, статуса юрлица, потому что 20-25% заинтересованы в развитии бизнеса. Соцконтракты - это разовая помощь до 380 000 рублей (в Ульяновской области).

Мы это делаем, чтобы они смогли приумножить объемы производства, стать более серьезной бизнес-структурой своей территории.

Мы создали наглядный и увлекательный атлас ремесел, каталог и сборник лучших практик (уникальные региональные ремесленные практики). Эти материалы мы распространяем в том числе по библиотекам.

Продолжаем заниматься оформлением статуса самозанятых или ИП для ремесленников, помогаем им получать соцконтракты. Проводим ярмарки, где ремесленники представляют свою продукцию.
Какой может быть роль библиотек в работе с креативными предпринимателями (ремесленниками и не только)?
Библиотека – это методический центр и образовательная площадка (c приглашенными экспертами) по мерам поддержки для местных производителей. Вот офис «Мой бизнес», в каждой территории он есть, как правило, в областных центрах находится. Там можно, соответственно, проконсультироваться, завязаться, найти партнеров. Социальные контракты в Ульяновской области ремесленники получают через Министерство социального развития (проектный офис).
С какими сообществами в сфере креативных индустрий вы работаете? Как их поддерживаете?
Активная деятельность Фонда креативных технологий началась в 2015 году. Мы помогали ремесленникам обрести юридический статус, подготовить нормативные документы для создания ассоциаций. Например, ассоциация легкой промышленности: они мощные и сильные и хотели это юридически зафиксировать. Фонд включился и максимально помогал этот момент ускорить, в том числе с министерством юстиции. И так по каждому направлению.

Начинается любое объединение с того, что они хотят реализовать крупный проект. Два года назад, например, появилась выставка-ярмарка «Всю жизнь играем в куклы» - крупный межрегиональный проект, на который приезжают 60-70 экспонентов и до 20 000 посетителей. Надо было помочь сформировать инициативную группу. Под эту задачу оформляется юридический статус в виде ассоциации, который дает возможность привлекать в будущем и грантовые средства. Затем на протяжении года продолжается коммуникация: помощь, консультация, общение происходят через нас.
Сайт и страница Фонда креативных технологий «Ульяновск — культурная столица»
Страница программы «Третье место»
Страница АНО «Кластер творческих индустрий»
Методическое пособие по развитию проектов в сфере креативных индустрий «Как работать с гениями места» создано в 2022 году объединенной командой Высшей школы экономики, Российской государственной библиотеки и Фонда городских инициатив. Пособие используется в качестве обучающего материала проекта «Гений места», а также распространяется открыто для использования профессионалами сферы креативных индустрий.