• Кирилл Валов
    руководитель дирекции социальных инноваций и креативных индустрий Фонда креативных технологий Ульяновской области, директор АНО «Кластер творческих индустрий»
Фонд креативных технологий «Ульяновск — культурная столица» с 2012 года реализует проекты в сфере культуры, поддерживает творческих предпринимателей, организует проектные и образовательные семинары, стимулирует развитие сообществ креативных индустрий, проводит грантовые конкурсы. С начала 2019 года развивает сеть «третьих мест» — центров концентрации творческих проектов и предпринимателей в малых территориях области.

Здесь собраны ответы на некоторые вопросы из интервью c Кириллом Валовым, проведенного при подготовке пособия «Как работать с гениями места». Нажимайте на вопросы, чтобы увидеть ответы!
Зачем нужны площадки развития креативных индустрий в малых городах или селах?
Нужна точка притяжения для креативных ремесленников, если они присутствуют на территории. Через нее можно начинать работать с креативными бизнесами, представителями разных «сословий».

Во-первых, это приостанавливает отток молодежи с территории или стимулирует молодых людей возвращаться после учебы в университете. Они вернутся, понимая, что там комфортно жить, потому что есть сервисы, которые территория смогла развить для активной молодежи.
Что должно быть в библиотеке, чтобы она стала точкой притяжения для креативных людей?
Она должна быть общедоступной на деле, с более гибким графиком посещения. Сейчас много что делается для этого, даже создаются модельные библиотеки, но далеко не везде это повышает доступность: приобретая новую современную инфраструктуру, библиотека также обретает заботы о её сохранности.
Когда инфраструктура улучшена, библиотека способна стать по-настоящему креативным пространством. Но негибкий график посещения или сохранение привычных норм использования пространства могут не позволить ей такой стать. Палка о двух концах. Это проблема.
Как открыть такую площадку с участием самих креативных деятелей, организаторов событий?
Первое – пригласить в инициативную группу ребят, которые в будущем будут пользоваться библиотекой, то есть приходить и проводить свои проекты. Они поймут, что в это пространство есть доступ, смогут творчески и свободно мыслить, что-то создавать, придумывать, организовывать.

Второе – вместе создать и запустить новые формы работы (события, программы). В проекте «Третье место» это позволило увеличить на 20% посещаемость районных домов культуры (РДК), на базе которых действует большинство третьих мест в регионе.

Важно не то, что интересно библиотеке, или РДК, или администрации, а то, что интересно молодежи. Они ничего делать не будут, если им скажут: «Придите и сделайте нам фестиваль». Но они должны понять, что это их точка сбора. И она сама по себе запускает определенные процессы, в том числе генерирует интересные проекты.
Сколько ответственности надо отдать, приглашая на свою площадку новую аудиторию в роли организаторов?
Была ситуация, когда в одном из «третьих мест» часто менялось руководство. По итогам системной работы, они наконец поняли, что не нужно здесь хоронить себя как руководителя креативного пространства, совмещая еще с какой-то деятельностью. Нужно привлечь самых активных людей, объединить их вокруг себя, дать свободу творчества и свободу доступа в пространство. Креативное пространство работает по другому графику (даже если находится в государственном учреждении). Собралось коммьюнити ремесленников, писателей, музыкантов – всех, кто есть на территории. Они сами генерят 90% контента своего креативного пространства, и это самое живое пространство, с самыми хорошими событиями и самым хорошим трафиком по новым целевым аудиториям.

Изменить ситуацию смог иной подход: открыть доступ талантливым, интересным лидерам. Это может быть коммьюнити из 10-15 человек, но очень активных. Их проекты стали и финансовую поддержку получать. Я считаю, что это очень успешный кейс.

Таким образом, на первых этапах надо максимально показать свободу доступа. Это зависит от руководителя креативного пространства: ребята должны чувствовать, что он дает свободу, а они, соответственно, его не подводят. Может быть, с ними вместе разработать график посещения, когда они туда приходят и чем занимаются.

Как найти новых пользователей? Через отделы по работе с молодежью, по спорту, образованию, культуры. Активных из школы – через заместителя по воспитательной работе.

Как их вовлечь? Сказать: «Ребята, если вы хотите, чтобы эта точка работала для вас, давайте сами себе придумайте мероприятия. Если что-то нужно совместно с нами докрутить – зовите нас или других нужных людей».
— одна из культурных площадок, которые запускает фонд в малых городах и поселках области в рамках одноименного проекта.
«Третье место»
Как вы организовали исследование ремесел Ульяновской области? И что стало его результатом?
Цель исследования — «перепись» ремесленников. Какие ремесленники есть, чем они занимаются, сколько их, на каких территориях? Есть ли уникальные мастера, которым можно присвоить статус «народный художественный промысел» (НХП). Для ремесленника это переход от самодеятельности к серьезному бизнесу, который приносит доход, в том числе и территории. Подтолкнуть создание профессионального сообщества. Сохранить историю, передать технологии ремесел. Повысить уровень жизни на селе.

Мы исследовали все населенные пункты области, от мала до велика. Связались с местными муниципальными учреждениями, администрациями, спрашивали, кто и чем занимается. Привлекли 237 волонтеров на часть работ. Дополнительно искали через соцсети и на авито (кто и что производит и продает).

Мы ремесленников приглашали на встречи, a они отвечали: «Нам неинтересно, мы хотим для своих близких этим заниматься, дарить им свои изделия». Но были и те, кто отвечал иначе: «А мне интересно было бы на новый уровень выйти». Есть «самодельщики» для себя, а есть те, кто хочет на этом зарабатывать. Мы работаем со второй категорией, это всего 20-25%.

В результате мы выявили 27 видов ремесел, 1022 ремесленника, среди них 6 кандидатов на НХП. Мы им предложили сервисы по получению социального контракта, статуса юрлица, потому что эти 20-25% заинтересованы в развитии бизнеса. Соцконтракты - это разовая помощь до 380 000 рублей (в Ульяновской области).

Мы это делаем, чтобы они смогли приумножить объемы производства, стать более серьезной бизнес-структурой своей территории.

Мы создали наглядный и увлекательный атлас ремесел, каталог и сборник лучших практик (уникальные региональные ремесленные практики). Эти материалы мы распространяем в том числе по библиотекам.

Продолжаем заниматься оформлением статуса самозанятых или ИП для ремесленников, помогаем им получать соцконтракты. Проводим ярмарки, где ремесленники представляют свою продукцию.
Какой может быть роль библиотек в работе с креативными предпринимателями (ремесленниками и не только)?
Библиотека – это методический центр и образовательная площадка (c приглашенными экспертами) по мерам поддержки для местных производителей. Вот офис «Мой бизнес», в каждой территории он есть, как правило, в областных центрах находится. Там можно, соответственно, проконсультироваться, завязаться, найти партнеров. Социальные контракты в Ульяновской области ремесленники получают через Министерство социального развития (проектный офис).
С какими сообществами в сфере креативных индустрий вы работаете? Как их поддерживаете?
Активная деятельность Фонда креативных технологий началась в 2015 году. Мы помогали ремесленникам обрести юридический статус, подготовить нормативные документы для создания ассоциаций. Например, ассоциация легкой промышленности: они мощные и сильные и хотели это юридически зафиксировать. Фонд включился и максимально помогал этот момент ускорить, в том числе с министерством юстиции. И так по каждому направлению.

Начинается любое объединение с того, что они хотят реализовать крупный проект. Два года назад, например, появилась выставка-ярмарка «Всю жизнь играем в куклы» - крупный межрегиональный проект, на который приезжают 60-70 экспонентов и до 20 000 посетителей. Надо было помочь сформировать инициативную группу. Под эту задачу оформляется юридический статус в виде ассоциации, который дает возможность привлекать в будущем и грантовые средства. Затем на протяжении года продолжается коммуникация: помощь, консультация, общение происходят через нас.
Сайт и страница Фонда креативных технологий «Ульяновск — культурная столица»
Страница программы «Третье место»
Страница АНО «Кластер творческих индустрий»
В 2022 году команда Фонда городских инициатив приняла участие в разработке Методического пособия для кураторов проекта «Гений места» по созданию и развитию проектов в сфере креативных индустрий «Как работать с гениями места». Совместно с Высшей школы экономики и Российской государственной библиотекой мы представляем авторские методики и экспертные интервью: они доступны читателям пособия как дополнительные материалы при реализации креативных проектов.