Озёрск
• городские сообщества/лидеры/проекты
• представления горожан о городе и о себе
• распределение зон ответственности
• паттерны мышления
• конфликты
• общественные пространства
исследование городской активности
* презентация для внутреннего использования (не размещаем в открытом доступе и не делимся ссылками!)
Цели исследования
ЦЕЛИ:

  • выявить особенности городских сообществ и общественной жизни в городе Озёрске
  • описать практики активизма и реализации городских проектов (некоммерческих и имеющих бизнес-составляющую)
  • познакомиться с активными горожанами, лидерами сообществ и проектов
  • определить их заинтересованность в развитии города, готовность конструктивно сотрудничать и помогать проектам друг друга
Всего было проведено ~ 30 интервью и бесед с жителями Озёрска из разных сфер
Были проанализированы городские паблики и группы,
а также проведен открытый опрос горожан через группы в социальных сетях
Поле инициатив
Чем активно занимаются горожане
  • благоустройство дворов и придомовых территорий
  • экологический активизм и волонтерство
  • зоозащита
  • культурные инициативы
  • спортивные объединения
  • образовательные и молодежные объединения
  • волонтерство
  • креативный микро-бизнес (хэнд-мейд, косметика, одежда и аксессуары, кондитерские изделия, украшения, услуги, события)
  • создание сетей и сообществ по интересам
  • лайфстайл – инфлюенсеры
Образ города и ключевые проблемы глазами горожан
Результаты фокусированных групповых интервью и индивидуальных интервью
с горожанами (включая представителей активных сообществ, лидеров проектов и бизнеса)
Позитивные оценки в образе города
  • чистый воздух, хорошая экология
  • природа
  • спокойствие, тишина
  • хорошие условия для детей
  • высокий уровень образования (до средне-специального)
  • возможности трудоустройства на ПО Маяк
Негативные оценки, проблемы развития и конфликты в образе города
  • проблемы ЖКХ, эксплуатации городской среды, вывоза мусора, состояние зданий (капремонт)
  • ощущение "застоя", закрытости
  • атмосфера маленького города - все всех знают
  • недостаток масштабных культурных событий
  • проблемы в коммуникации с администрацией города
  • закрытое принятие решений администрацией по многим вопросам (городское развитие - генплан; малое вовлечение молодых людей в обсуждение проектов комфортной городской среды)
  • сложности в развитии бизнеса (ограниченный внутренний рынок)
  • отсутствие системной поддержки для многих проектов - некоммерческих и имеющих коммерческую составляющую
  • безынициативность большого числа горожан, перекладывание ответственности на администрацию и руководство ПО Маяк
Результаты онлайн-опроса горожан
Опрос проводился в социальной сети «ВКонтакте». В нем принимали участие жители города – активные посетители популярных пабликов города: Озёрск.ru — Все новости Озёрска!, Мы с "Маяка" | Атомный Озёрск 74, Говорит Озерск | 74, Подслушано в Озёрске, Уральские кабельные сети и др.
Способ отбора опрошенных – квотный, квоты были рассчитаны по половозрастной структуре населения г. Озерска (по данным 2017 года).

Прямая речь
Образ города и ключевые проблемы глазами уехавших из Озёрска людей
В ходе личных бесед были опрошены 13 человек, уехавших из Озёрска в период с 1993 до 2019 года в другие города России или за рубеж. В беседах обсуждались причины отъезда, преимущества и недостатки города в сравнении с другими местами жизни и возможные причины для возвращения в Озёрск.

Возрастные группы: 18 - 44 лет
Сферы деятельности: индивидуальные предприниматели, профессионалы гуманитарной сферы (архитектуры, образования, культуры), управленцы, организаторы мероприятий и т.д.
Места жительства: Екатеринбург, Н.Новгород, Тюмень, Москва, Китай, США.
Выводы об образе города "извне"
В целом можно сказать, что оценка города в глазах покинувших его людей складывается из 2-х составляющих. С одной стороны - радикализируются причины отъезда (неудовлетворенность культурной жизнью, сервисами, городской средой, недовольство "атмосферой закрытого города" и т.д.), с другой - зачастую формируется ностальгический образ "прекрасного города из прошлого", в который вкладываются объективно существующие признаки (городская природа,

чистый воздух, спокойствие). В ходе бесед явно подтвердилось привычное отношение к отъезду из Озерска как к "само собой разумеющемуся" явлению, "естественному" поступку для молодых людей после школы.

Настораживает то, что респонденты не смогли придумать даже гипотетическую причину, которая могла бы заставить их задуматься о возвращении в город в будущем.
Ключевые пространства
и запросы к городской среде
КАРТА
Гипотезы о том, что может подтолкнуть развитие Озёрска
Решение "болей" города



Решение наиболее насущных проблем – по мере возможности, не напрямую, например, через информационное освещение, "школу" или мониторинг одной из проблем. Дороги, мусор, коммунальные проблемы, качество городского пространства.
Поддержка проектов
и сообществ
В условиях кризиса вырос запрос на поддержку, инструменты партнерства, готовность к продуктивному сотрудничеству и необходимость в "чувстве плеча", развитии сообщества. Развитие должно основываться на конструктивных темах (а не на противостоянии и борьбе)
Развитие местных лидеров




Повышение эффективности, поддержка мотивации за счет примеров "лучших практик" в городе и вне его, интеграция усилий лидеров в развитие города
Каналы коммуникации
Знакомство активных и конструктивных горожан друг с другом. Создание информационного канала (чата).
Наладить обратную связь в существующих активно используемых каналах. Поддерживать своевременное и релевантное информирование по важным для города и горожан вопросам
Медиация, разрешение конфликтов

Часть сложившихся конфликтов способны стать препятствием в развитии города – респонденты отмечают это и в личных, и в групповых интервью. Формат внешней медиации был выдвинут как один из рабочих способов разрешения таких конфликтов
Лучшие практики



Передача информации об эффективных технологиях работы с городом. Сборка прото-сообщества (группы, которая готова инициировать и вкладывать силы в развитие одной из лучших практик)
Business векторная графика для сайта создана stories